По чилийской Патагонии
По чилийской Патагонии
По чилийской Патагонии
Тысячу километров каменистых дорог Аргентины и Чили прошла на велосипедах сборная команда из нескольких городов России – Барнаула, Томска, Красноярска, Нижнего Новгорода и Новосибирска.
Для жительницы Академгородка многократной чемпионки НСО по экстрим-марафону Ольги МАСЛОБОЕВОЙ маршрут по Южной Америке был далеко не первым и не самым сложным путешествием. В 2004 году вместе с командой велотуристов она проехала 2700 км по дорогам Китая и Непала – из Кашгара через Тибет в Катманду (получив серебряную медаль чемпионата России по спортивным походам), а в 2005-м – из Китая в Индию по участку Великого шелкового пути (Пакистан, Каракорумское шоссе). За путешествие через Пакистан команде было присуждено третье место в чемпионате России, а фильм об этом походе «Неизведанный Каракорум» получил первое место на фестивале «Золотой компас-2006». На сей раз команда под руководством Маслобоевой покорила высшую точку Америки – гору Аконкагуа (6960 м), а затем проехала на велосипедах по уникальной дороге Carretera Austral в чилийской Патагонии (так называемая дорога Пиночета).
Оплата багажа в самолете слишком высока, чтобы везти в путешествие своего двухколесного друга, поэтому туристы приобрели велосипеды в Буэнос-Айресе и продали их, закончив маршрут. В цивилизованных странах, путешествуя по знаменитым местам, вы не можете позволить себе гулять дикарем – все эти красоты находятся на тщательно охраняемой территории национальных парков, следовательно, ваш маршрут автоматически проходит через оборудованные стоянки, платные перевалочные базы с туалетами и прочим обязательным сервисом. Все услуги расписаны между фирмами, которые сопровождают туристов там, где это еще возможно. На перевалочных базах туристу предоставляют недостающее снаряжение и трехразовое питание. Это позволяет сэкономить провиант, который не будет лишним в дальнейшем путешествии, и максимально облегчить ношу.
Разумеется, для дикого российского туриста, подготовленного к любой ситуации вплоть до потери тропы в тайге, такой тщательный сервис на первых порах заметно снижает ощущение природной стихии и экстремальности похода. Зато он гарантирует для принимающего государства сохранение чистоты и экологии достопримечательностей. Ничего не поделаешь – другого решения сохранить природу в первозданном виде пока не изобретено. Те, кто хоть раз гулял с рюкзаком по Горному Алтаю, отлично знают, как обидно на перевале наткнуться на гору пакетов, поломанных пластиковых бутылок и упаковок от быстрорастворимой лапши, которые безуспешно пытались сжечь между валунами на порывистом ветру. Есть и другие преимущества «цивилизованного» альпинизма – что бы ни случилось с человеком на вершине, он может поддерживать связь с ближайшим лагерем, где всегда есть врач и возможность быстрой доставки в городскую клинику.
– За экологией следят очень серьезно, – рассказывает Ольга Маслобоева. – В базовом лагере под Аконкагуа каждая принимающая организация имеет свой туалет, от которого тебе выдается ключик. Но в некоторые сезоны в лагере может находиться до сорока человек, которые образуют огромные очереди в эти одноместные кабинки. Для стирки выдают экологически чистое мыло, а в дорогу ты берешь специальный мешок для мусора, который должен наполнить за время экспедиции и принести обратно. Конечно, это помогает сберечь чистоту, но ведь все идет от человека, а не от контроля. Можно не оставлять за собой мусор, складывая его в свой собственный, а не в фирменный мешок. На самом деле обидно, когда ты обязан ночевать с кучей людей и палаток в маленьком кемпинге, который занимает крохотный уголок огромного, совершенно пустого парка.
ГИТАРА НА АКОНКАГУА
На высоте 2700 м туристы оставили велосипеды и начали пеший поход.
– Прежде чем пойти на Аконкагуа, – вспоминает Ольга, – мы все-таки решили немного проехаться на велосипедах, чтобы акклиматизироваться и взглянуть на вершину издалека. Всю дорогу дул такой ужасающий ветер, что мы двигались со скоростью всего 12 км/ч. Стало примерно понятно, какой ветер и холод нас ждет в ближайшие дни восхождения.
На участке дороги от базы на высоте 3000 м до следующего лагеря, который находится на 4300 м, вещи туристов везут караваны мулов. На базе 3000 м надолго мы останавливаться не стали, поскольку были в хорошей физической форме и эта высота акклиматизации не требовала. Вообще, по правилам в каждом лагере вы обычно проходите акклиматизацию в течение двух дней. Врач измеряет пульс, надевая специальную прищепку на палец каждого туриста, и рассказывает, что необходимо пить не менее 4-х литров жидкости в день.
В верхнем лагере было уже так холодно, что пуховки не хотелось снимать даже в палатке. С собой на самый верх взяли газовую горелку и много туалетной бумаги, которая выполняет кучу функций, в том числе, например, служит для мытья посуды. А на базу 4300 м мы прихватили и гитару, которую купили еще в Мендосе. Путь на Аконкагуа лежал через кальгоспоры – покровы вечных снегов или льдов, тающие сосульками вверх и образующие остроконечные, сверкающие ослепительной голубизной цветы высотой более метра...
После успешного восхождения, спустившись в лагерь, россияне садятся на велосипеды и едут в Чили. За перевалом – крутой серпантин. Через два часа такого спуска склоны вдруг покрылись гигантскими древовидными кактусами, пальмами и огромными хвойными деревьями необычайной красоты. Еще 150 км – и герои в самом крупном порту Чили – Вальпараисо, где сосредоточен весь морской флот.
– Город расположен на 45 холмах и спускается к набережной океана узенькими улочками, – говорит Ольга. – Такими узенькими, что по ним не всегда можно проехать на машине. Вальпараисо славится своими фуникулерами. Когда-то это были дощатые короба, которые возили людей по старой лебедке и работали на угле. Сегодня фуникулеры уже электрические. Любезная кондукторша разрешила нам забраться туда со своими велосипедами, чтобы посмотреть город во всей красе.
Везде в Чили туристов встречают аккуратно одетые женщины, которые предлагают остановиться в своих апартаментах. Это сравнительно недорого – на наши деньги 300 рублей. Все чилийцы низкорослые и крепко сбитые, почти квадратные – на европейский вкус красивыми их не назовешь. Тем не менее, парки и даже газоны чилийских городов украшают целующиеся парочки. То же самое можно сказать и о городах Аргентины. Такой во всех отношениях теплый климат, видимо, привлекает не только туристов. Мы встретились с русской девушкой с Украины, которая вышла замуж за чилийца и живет в Сантьяго. Она рассказала, что российских эмигрантов в Чили немало, и они даже организовали свой форум в Интернете.
ПО СЛЕДАМ ПИНОЧЕТА
Дороги Патагонии по качеству покрытия очень похожи на российские. Впрочем, покрытие на дороге Пиночета было всего километров сто из тысячи – остальное время спортсмены ехали по булыжникам размером с кулак. Путь лежал через влажные леса умеренного пояса. Со всех сторон команду велосипедистов окружали водопады, текущие с голубоватых ледников. Границы этих ледников нависали так низко, что иногда они опускались прямо в лес, и можно было хорошо рассмотреть, несмотря на непрерывный дождь и густой туман. Дорога ныряла вверх-вниз. За десять дней лесного пути солнце выглянуло лишь раз, и всего на полдня. Ветер был такой сильный, что плащ при движении на велосипеде совершенно не защищал от воды, и через пару дней путешественники промокли насквозь.
Но сказочная природа компенсировала все неудобства. Ярко цвело все, что только могло цвести, даже лианы. Изумрудный мох был усыпан цветами. В лесах туристы встретили хвойные деревья-долгожители алерси с красной древесиной наподобие сибирского кедра. Старейшим из алерси более четырех с половиной тысяч лет, их высота – около 80 м, а обхват – 10 м. В качестве новогодней елки чилийцы используют араукарию – удивительное дерево с острыми ярко-зелеными чешуйками, сплошь покрывающими ветки. Из-за причудливого узора чешуек американцы это дерево еще называют «monkey puzzle».
Чили – страна коров, овец и лам, поэтому молочные продукты там дешевые и невероятно вкусные. Вокруг городов все пространство занимают ранчо, которые буквально сражаются с лесом, – стоит оставить какой-то участок, и он сразу порастает деревьями. Кровли церквей в деревнях сделаны из просмоленных деревянных чешуек, чтобы не протекали под проливными дождями. Склоны холмов уставлены ветряками.
Следует сказать, что подготовка к масштабной экспедиции была не только финансовая и организационная. Чтобы минимально общаться в чужеземье, Ольга записалась на курсы испанского и при условии хорошего знания языка вполне могла бы сойти в Южной Америке за свою, учитывая колоритную «брюнетистую» внешность.
– Меня чаще принимали за итальянку, а не за испанку, – улыбается она. – Знаний языка хватало только на минимальные контакты и еще, пожалуй, чтобы расслышать слова великолепных песен о любви и звездах, которые исполнялись на уличных фестивалях.
Каждый год Ольга Маслобоева проводит свой отпуск, осваивая все новые велосипедные маршруты. В следующем сезоне команда решила вернуться в Тибет и проехать от Лхасы на восток в Сычуань.
По возвращении на родину впечатления путников не заканчиваются, а продолжаются с новой силой: «За полтора месяца мы совсем забыли, что снег может так замечательно скрипеть под ногами!»
Мария ШКОЛЬНИК
Комментарии