• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 07:31 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 3 балла
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Писали диктант? Проверяем!

    Писали диктант? Проверяем!

    В прошлом номере «Навигатор» опубликовал текст Тотального диктанта (стр. 50). Те, кто его писал, сейчас могут проверить себя.

    Алексей Иванов. Поезд Чусовская – Тагил1

    «Чусовская – Тагил»... Солнечный поезд2.

    Тогда, в детстве, всё было по-другому: и дни длиннее, и земля больше, и хлеб не привозной3. Мне нравились попутчики, завораживало таинство их жизни, открытое мне случайно, как бы мимоходом. Вот чистенькая старушка разворачивает газетку, в которой аккуратно сложены перья лука, пирожки с капустной начинкой и яйца, сваренные вкрутую. Вот небритый папаша укачивает сидящую у него на коленях маленькую дочку, и столько нежности в том осторожном движении, которым этот мужик, корявый и неловкий,4 прикрывает девочку полой своего потрёпанного пиджака…5 Вот пьют водку расхристанные дембеля:6 вроде бы,7 ошалев от счастья, они вразнобой гогочут, братаются, но внезапно, будто что-то вспомнив, начинают драться, потом плачут от невозможности выразить непонятное им страдание, снова обнимаются и поют песни. И только через много лет я понял, как черствеет душа, когда долго живёшь не дома.

    Однажды на какой-то станции я видел8, как все проводницы ушли в буфет и заболтались, а поезд вдруг медленно поплыл вдоль перрона. Тётки вылетели на платформу и, проклиная машиниста-хохмача, который не дал гудок, толпой кинулись вдогонку, а из дверей последнего вагона начальник поезда бессовестно свистел в два пальца, как болельщик на стадионе. Конечно, шутка грубая, но никто не обиделся, и хохотали потом все вместе.

    Здесь проводить своих чад к поезду подруливали на мотоциклах с колясками растерянные родители, целовались и горько веселились, играли на гармошках и, бывало, плясали. Здесь проводницы велели пассажирам самим высчитать, сколько стоит билет, и принести им «без сдачи»9, и пассажиры честно рылись в кошельках и кошёлках, отыскивая мелочь. Здесь каждый был причастен к общему движению и переживал его по-своему. Можно было выйти в тамбур, открыть дверь наружу, сесть на железные ступеньки и просто смотреть на мир,10 и никто тебя не отругает.

    «Чусовская – Тагил», поезд моего детства…11

    Допустимые варианты

    1 Поезд «Чусовская – Тагил»

    2 «Чусовская – Тагил», солнечный поезд. Чусовская – Тагил... солнечный поезд. Чусовская – Тагил, солнечный поезд... Постановка тире после «Чусовская – Тагил» не рекомендуется (следует избегать двух непарных тире в одном предложении).

    3 непривозной.

    4 ...этот мужик – корявый и неловкий – прикрывает...

    5 Возможна постановка точки: …полой своего потрёпанного пиджака.

    6 Возможна постановка точки с запятой.

    7 Возможно отсутствие запятой: ...вроде бы ошалев от счастья...

    8 Однажды, на какой-то станции, я видел...

    9 Факультативные кавычки. Допустимо: принести им без сдачи...

    10 Возможна постановка тире: Можно было выйти в тамбур, открыть дверь наружу, сесть на железные ступеньки и просто смотреть на мир – и никто тебя не отругает.

    11 «Чусовская – Тагил»... Поезд моего детства…; «Чусовская – Тагил». Поезд моего детства…, «Чусовская – Тагил». Поезд моего детства… и др.

    Тотально объединяющий

    После проверки работ доцент кафедры общего и русского языкознания НГУ, к.ф.н. Оксана ИСАЧЕНКО поделилась мнением о том, чем Тотальный диктант – 2014 отличался от предыдущих и где наделали ошибок участники акции.

    – Известный современный прозаик Алексей Иванов, по-моему, отлично справился со своей задачей и написал интересный текст. Его «тотальный триптих» скреплен не только каноническим единством времени и пространства (середина 1970 – начало 1980-х годов, Пермский край): в трех частях – одна тема, один лирический герой и, главное, общее настроение, которое, как по сообщающимся сосудам, перетекает из одной части в другую. Вот это и есть настоящая эксклюзивность – сказать что-то важное доверительным тоном, исключающим всякий пафос и патетику. Поезд «Чусовская – Тагил», как машина времени, увез нас – и диктующих, и пишущих под диктовку – в недолгое, но увлекательное путешествие: в прекрасное лето, наивное счастье, необъяснимое и радостное предчувствие встречи с большим миром… Точка, поставленная в конце, возвращает в реальность, но другую – исполненную светлой грусти.

    Главная трудность жанра «тотальный диктант» – выбор «правильной» темы и верных интонаций. Мне кажется, писателю их найти удалось. У нас действительно осталось не так много точек «общего соприкосновения». Практически любой сюжет сегодня потенциально рискован. В мягком варианте он становится поводом для жарких дискуссий, а в жестком – причиной разрывов, расколов, разводов, баррикад, бойкотов, непримиримого противостояния. Тема, предложенная на этот раз, – не просто нейтральная, она близка и понятна каждому. К утраченным иллюзиям детства (конечно, для каждого своим) и цепкой детской памяти нельзя оставаться равнодушным.

    Что касается языковой формы (наличия орфограмм и пунктограмм), то и в этом отношении диктант оказался хорош. Текст легко поддается унификации в строгом соответствии с действующими нормами правописания. Доказательство этого – большое число отличников. Они коллективно подтвердили, что знание правил и их последовательное применение дает отличный результат. Мы с удовлетворением зафиксировали «тотальный успех» и поняли, что добровольцы диктанта готовы решать и более сложные лингвистические задачи.

    А еще мне как проверяющему ТД-2014 запомнился тем, что было много аккуратно и красиво написанных работ. Если применять формулу Василия Ключевского «Разборчивый почерк – первое правило вежливости», можно говорить, что среди участников Тотального диктанта очень много вежливых и тактичных людей.

    С чем плохо справились писавшие? Было несколько коварных мест, которые укрылись от невнимательных, поэтому ошибок в этих случаях оказалось много. Например, в предложении «Здесь проводницы велели пассажирам самим высчитать, сколько стоит билет, и принести им «без сдачи»… часто пропускали придаточное (с основной билет стоит) внутри главного (проводницы велели). Или в предложении «Конечно, шутка грубая, но никто не обиделся, и хохотали потом все вместе» не ставили запятую перед союзом «и», который обозначает границу между двумя частями с разными грамматическими основами: никто не обиделся, хохотали. Возможно, воспринимали их как однородные сказуемые, что в принципе невозможно (*никто хохотали).

    Из орфографических ошибок часто встречались неверные написания слов перрон, гармошка, кошёлка, сваренные вкрутую. Довольно странно, что многие хохмача написали через «о», чего никогда бы не сделали, если бы слово стояло в именительном падеже (хохмач).

    Не обошлось и без путаницы в чередующихся корнях: глагольную форму проклиная писали через «я», полагаясь на проверочные слова клясть, клятва, чего делать было нельзя. Коварство этого корня заключается в его внешней изменчивости (аналогичные примеры: мятьсминая, снятьснимая).

    Неожиданной (для нас) трудностью стало прилагательное расхристанный, то еть в расстегнутой или разорванной одежде, растрепанный (этимологически родственно слову крест), которое часто писали с буквой «л» (вероятно, как-то связывая его со словами хлестать, хлесткий).

    И все-таки люди стремятся стать грамотнее, диктант объединяет все больше и больше участников. Обязательно приходите на следующий год!

    Другие статьи на тему

    Наука и образование / Родное слово
    Тотальный диктант – 2024
    1684 0
    "Навигатор" № 21 (1443) от 31.05.24
    Наука и образование / Родное слово
    Вырастешь – напишешь
    628 0
    "Навигатор" № 19 (1441) от 17.05.24
    Наука и образование / Родное слово
    Тотальный диктант – 2022
    1902 0
    "Навигатор" № 15 (1337) от 22.04.22
    Наука и образование / Родное слово
    Тотальный диктант – 2022
    1600 0
    "Навигатор" № 14 (1336) от 15.04.22
    Наука и образование / Родное слово
    Тотальный диктант – 2020
    2738 0
    "Навигатор" № 43 (1265) от 06.11.20
    Наука и образование / Родное слово
    Тотальный диктант – 2020
    1456 0
    "Навигатор" № 42 (1264) от 30.10.20

    Популярное