Тотальный диктант – 2024
Тотальный диктант – 2024
В прошлом номере «Навигатора» мы размещали текст Тотального диктанта с пропущенными орфограммами. Сейчас публикуем авторский вариант, принадлежащий Анне Матвеевой.
Таинственные тетради
Моя бабушка вела дневники всю жизнь – с раннего детства и до глубокой старости. После того как её не стало, дневники переехали в наш дом. Случилось это задолго до моего рождения. Десятки тетрадей – в клеёнчатых и картонных обложках – хранились под замком в письменном столе отца. Левая тумба, нижний ящик.
– Вырастешь – прочтёшь, – говорил отец. Я умирала от любопытства, гадая, что скрывают эти тонкие тетрадки, исписанные то фиолетовыми, то ярко-синими чернилами.
От пожелтевших страниц пахло как от старых библиотечных книг, прошедших через множество рук. Я подолгу разглядывала портрет бабушки – той самой гимназистки в белом воротничке – и вдохновенно сочиняла истории, которых не могла прочесть. Про балы, катки и маскарады. Про Петербург и Швейцарию. Про дружбу и ненависть. И про великую любовь, разумеется.
Потом я и в самом деле выросла. Бабушкины дневники были извлечены из тайника, запреты сняты, читай – не хочу. Но в пору юности нас занимает собственная жизнь, а не старые тетрадки, густо исписанные не самым разборчивым в мире почерком. Я вернулась к дневникам лишь спустя многие годы, ухнув в них на сей раз с головой, как с обрыва – в водопад.
В XIX веке дневники вели многие, это считалось модным. Знак наивысшего взаимного доверия жениха и невесты – обменяться дневниками перед свадьбой. Когда вышел в свет скандальный дневник рано умершей художницы Марии Башкирцевой, за перо взялись даже те юные барышни, которым раньше это и в голову не приходило. Башкирцева взяла такую высокую планку откровенности, что покоряется только истинно бесстрашным. Она мечтала о славе и так смело открывалась в своих записях, как способны лишь немногие.
Возможно, и моя бабушка вдохновлялась дневником Марии Башкирцевой, когда начинала вести свой – на излёте XIX века. Главное, чего не следовало делать, – это вырывать исписанные страницы. Отказываться от своего прошлого.
Комментарии