Педагогическое древо
Педагогическое древо
Стать учителем и посвятить этому делу всю жизнь способен не каждый. Но встречаются люди, которые в силу личных качеств и настоящей любви к своей профессии могут увлечь и повести за собой своих детей, племянников и внуков. Так получаются династии.
Педагогических династий в нашем районе немало. Сегодня мы расскажем о семье Богдановых, общий педагогический стаж которой насчитывает уже более 200 лет.
В небольшой уютной квартире Владимира Георгиевича и Людмилы Андреевны допоздна не гаснет свет. Всего несколько лет глава семьи по-настоящему находится на заслуженном отдыхе, жена продолжает хлопотать по дому и на даче. Вечера проводят за просмотром и обсуждением новостей, чтением и общением с гостями, заглянувшими к ним «на огонек». Грех поздравлять этих людей с Днем пожилого человека: они продолжают интересоваться всем новым, стараются всегда быть в курсе событий, и, как повелось с юности, готовы делиться с молодежью своими знаниями и житейской мудростью. День учителя – это их праздник!
– Наш отец окончил 4 класса церковно-приходской школы, мама вообще была неграмотной. Тетя Устя, отцовская сестра, окончила школу, готовившую девушек к работе учителя, и уже в 16 лет начала преподавать в сельской школе. Случилось так, что своих детей у нее не было, и она охотно воспитывала нас, племянников. Мы любили бывать в гостях у тети. Она и жила при школе, поэтому малышами мы частенько играли в пустом классе между старыми деревянными партами и классной доской. Играли в школу. Став учениками, мы переняли от взрослых и старшеклассников то обожествление педагога, которое и теперь не искоренилось в сельских глубинках. Учителя уважали и любили, при встрече с ним снимали шапку и здоровались. В любом доме учитель всегда был желанным, почетным гостем. Возможно, это чувство сопричастности с каким-то чудом, несущим в массы свет просвещения, сказалось при выборе нами профессии, – вспоминает Владимир Георгиевич, глядя на фотографию родоначальницы их династии, Устиньи Максимовны Богдановой.
В годы войны в Колпашевской средней школе работал учителем математики и физики его старший брат Петр. Потом он окончил Томский политехнический институт, стал инженером-электриком, а с 1962 года, переехав в Академгородок, совмещал основную работу с преподаванием электротехники в ПУ №55.
В 1946 году окончила Колпашевское педучилище сестра Александра, вышла замуж за учителя математики, который со временем стал директором школы в городе Кескелене неподалеку от Алма-Аты. Их младшая дочь Ирина пошла по стопам отца и по сей день преподает русский язык и литературу.
Сам Владимир Георгиевич, получив диплом Московского электротехнического института связи, работал в НГУ на кафедре радиофизики, а с 1979 по 2005 год – в Новосибирском политехникуме (ныне ВКИ НГУ). Младший брат Николай окончил учительский институт в Колпашево и до 1993 года преподавал математику и физику. Его супруга Галина Михайловна преподает русский язык. Их дочь после Прокопьевского пединститута стала им коллегой, работает вместе с мамой в Санкт-Петербурге.
До пенсии преподавала в начальных классах младшая сестра, Нина Георгиевна Богданова-Бородина, а потом не усидела дома, решила поработать воспитателем в детском саду.
Мелькают лица, имена, людские судьбы. С восторгом говорят заслуженные педагоги о своей работе и об отношении к ней в былые времена.
– После Барнаульского пединститута я шесть лет отработала в селе, куда распределилась вместе с первым мужем, – рассказывает Людмила Андреевна. – Уже на второй день подростки-старшеклассники пришли в нашу маленькую избушку, чтобы познакомиться с новой учительницей истории.
– Раньше все было иначе: учителя одевались строго, мужчины всегда носили галстуки, женщины – аккуратные прически. Сегодня кое-кто из молодого поколения педагогов и покуривает, и пиво пьет. Чему могут научить такие учителя? На какое уважение со стороны учеников, родителей и коллег они могут рассчитывать? – поддерживает жену глава семейства.
Конечно, немного печалит пенсионеров, что мощное древо их педагогической династии стало усыхать в кроне. Немало молодых отпрысков этой семьи окончили педагогические вузы, но считанные единицы пошли работать в школы.
– Как их винить? Отношение людей и государства к этой тяжелой работе не особенно уважительное. Да и зарплата учителя по сравнению с ценами на жизненно необходимые товары была в наше время куда достойнее! – заметил Владимир Георгиевич.
Поразительно, сколько в этих теплых, не постаревших сердцах любви к юному поколению, сколько искреннего желания видеть нашу молодежь достойной сменой. А для этого надо, чтобы в памяти сохранились все имена и истории ушедших и ныне здравствующих родственников, чтобы связь между поколениями не прерывалась.
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии