Педагог и модельер
Педагог и модельер
Она сразу выделяется из множества женщин, вечно бегущих по своим делам. И не только необычной стильной одеждой. Есть в модельере и преподавателе Татьяне КИСЕЛЕВОЙ что-то такое, что невольно притягивает взгляд.
МЕТОДОМ ОТ ПРОТИВНОГО
Профессия дизайнера одежды – реализованная мечта ее пионерского детства. Со школьной скамьи Таня обожала шить и, как ни странно, ненавидела уроки труда.
– Моими любимыми предметами были рисование, физкультура и литература. Точные науки, особенно в старших классах, навевали тоску. А на уроках труда построение чертежа выкройки с нудными математическими расчетами зачастую убивало во многих девочках само желание браться за иголку, – вспоминает сегодня художник-модельер.
Этот печальный опыт помог ей в будущем стать замечательным учителем, уроки которого с благодарностью вспоминают сотни девушек. В их числе бывшая ученица, а теперь коллега Юлия Ломовцева.
– На занятия к Татьяне Егоровне я начала ходить еще до школы, – рассказывает Юлия. – Поэтому очень обрадовалась, увидев ее в классе в качестве педагога трудового обучения. Она пришла к нам не с самого начала года. Долго и внимательно листала журнал, рассматривала наши конспекты и работы. Поинтересовалась: «И давно мы полусолнце шьем?» Мы признались, что полтора месяца. В ответ услышали: «Его же за два часа можно сшить!» И через несколько занятий мы щеголяли в новых юбках.
Рассматривая глянцевые буклеты и портфолио Татьяны Киселевой, с удивлением слышу от нее самой, что в институт легкой промышленности она в свое время так и не поступила: не смогла на вступительных экзаменах сдать рисование на «отлично». Тогда из родного Барнаула она уехала, стала студенткой Кемеровского института культуры. В 1977 году с дипломом библиографа она прибыла в Новосибирск и устроилась в библиотеку какого-то предприятия. Не особо доходная, но уважаемая работа, отнимавшая пять дней в неделю, надоела ей довольно быстро. Куда лучше была дополнительная занятость в роли экскурсовода: новые люди, море общения. Вскоре Татьяне Егоровне предложили место воспитателя в мужском общежитии 105-го завода. Далее было замужество, переезд в Кольцово и рождение одного за другим троих сыновей.
Все эти годы Татьяна Киселева посвящала шитью каждую свободную минуту. Когда младшему ребенку минуло два года, она пришла работать в местный клуб «Факел». Вела кружок мягкой игрушки, где шили кукол и костюмы для театрального кружка. Преподавание не мешало главному делу Татьяны Киселевой – созданию собственных модных коллекций. Параллельно с основной работой набирало обороты творчество модельера.
– И учитель, и модельер должны постоянно самосовершенствоваться, иначе настанет момент, когда нечему будет учить и не с чем будет участвовать в конкурсах, которых проходит великое множество. Основным модным вестником в советское время был журнал «Бурда», достать который мечтала любая рукодельница. В 1991 году он впервые вышел на русском языке с русской красавицей на обложке. Тогда же взял старт одноименный конкурс непрофессиональных швей, – вспоминает Татьяна Егоровна.
Росли дети, посещавшие клуб, развивался и сам «Факел». В 1997 году в нем появился театр-студия «Озорной квилт». Название отражало любимую технику мастера – лоскутное шитье и множество его производных. Соответственно было выбрано и направление – модели в стиле этно.
ЦВЕТОЧКИ И ЯГОДКИ
Ни роскошь костюмов Ближнего Востока, ни самодостаточность японских кимоно, ни экзотика украшений народов Африки не прельщает Татьяну Киселеву, черпающую вдохновение исключительно в близкой сердцу славянской культуре. Ее коллекции, побывавшие во многих уголках мира, наглядно доказывают, что русский костюм – это не просто цветочки и ягодки. На их основе можно создать множество моделей.
Показы Киселевой завораживают: что ни модель, то цветок, каждая коллекция – роскошный букет. Иногда рождаются серии костюмов, объединенных единой тематикой: «Окошки», «Яблочный спас», «Времена года», «Кольцовские барышни». Самая известная – «Золотые купола» – создана в 1997 году, и за это время объехала полмира, побывав в Париже, Лондоне, Бирмингеме и даже Доминиканской республике.
Другие коллекции названы по виду используемых материалов или техники, в которой выполнены. Пусть «Сибирский ленок», «Ляпочиха» и «Романтический лен» звучат немного буднично, за ними стоят месяцы напряженной работы и десятки завидных наград. Заслуженное «золото» на ивановском конкурсе Вячеслава Зайцева получила коллекция «Путанка», которую сама Татьяна Егорова в шутку зовет «веревками». Возрождение старинной технологии плетения в костюмах XXI века – это неожиданно и интересно.
Главными «ягодками» своего труда модельер считает не только вышедшие из мастерской коллекции, но и молодых дизайнеров, выросших в стенах ЦДТ «Факел». Это молодые модельеры Марина Малышева и Соня Костина, дизайнер Настя Трофимычева. Их наставница отмечает, что на любом конкурсе самые интересные и оригинальные произведения принадлежат именно молодым и еще малоизвестным авторам.
Патриотизм модельера Киселевой проявляется не только в приверженности русским канонам и техникам. Много раз она отказывалась от заманчивых предложений перебраться за рубеж, в Европу, где ее модели куда больше востребованы.
– Работается лучше всего дома, в привычной обстановке, среди родных людей, – признается Татьяна Егоровна.
С шедеврами, сошедшими с ее рабочего стола, наверняка встречались и вы. Показы модных коллекций Татьяны Киселевой часто проходят в клубах. Фотоколлекция «Лоскутные узоры России» обошла множество сайтов и страницы местных газет. В русских костюмах вокальная студия «Апельсинчик» покорила слушателей Китая. Однако немногие знают, что сшита эта коллекция умелыми руками кольцовского модельера.
Как удается удержать в обычном клубе преподавателя такого уровня – профессиональная тайна директора «Факела», руководителя высшей категории Галины Львовны Рыжиковой. Детей сюда везут сюда из Академгородка и центральных районов Новосибирска, поселков Барышево и Двуречье. Родители понимают, как ценна возможность бесплатно заниматься у настоящего сибирского кутюрье. Едут в «Факел» с целью научиться шить. Участию в показах, пластике и дефиле здесь обучают походя.
– Даже самые маленькие дети, посещающие мои занятия, понимают, что модель – это не профессия на всю жизнь. Кроме того, уроки в «Озорном квилте» – мощный стимул для хорошей учебы в общеобразовательной школе. Многие родители пугают своих чад: «Получишь двойку – в «Квилт» не пойдешь!»
Сегодня лоскутный маэстро собирается в Лос-Анджелес. Скорее всего, туда поедут «Золотые купола», освеженные новыми текстильными украшениями, сшитыми учениками из младших классов.
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии