Памяти В. Тряско
Памяти В. Тряско
Жил рядом интересный человек
Памяти В.В. Тряско
Грустно сознавать, что земная жизнь каждого из насконечна. Особенно остро ощущаешь это, когда уходит из жизни близкий тебе подуху человек. Одно утешение, что на земле остается добрая память о его делах,поступках, отношениях, остаются его физические и духовные наследники: дети,ученики, друзья, единомышленники.
21 февраля ушла из жизни Виктория Владимировна Тряско,интересный человек, известный ученый-пчеловод. В жизни этой замечательнойженщины счастливо совместились призвание и характер, умение расставитьприоритеты в делах и настойчивость в их осуществлении. Это очень редкое иценное качество. Такая внутренняя упорядоченность оставляла время на разумноенеспешное внутреннее и внешнее прочувствование и проживание каждого дня. Она постоянноощущала вкус к жизни.
Виктория Владимировна родилась 21 ноября 1920 годав Баку. В 1937 году был репрессирован ее отец. Окончила Бакинский университет иуже тогда решила, что будет заниматься наукой, изучать биологию, жизнь оченьсложного и интересного сообщества насекомых – пчел. Поступила в аспирантуру,работала в Москве в Сельскохозяйственной академии и уже тогда, в 1951 году,сделала сенсационное открытие. Как пишет блистательный биограф, историкпчеловодства И. Шабаршов в монографии «История русского пчеловодства»:«Это было выдающимся открытием в биологии медоносных пчел. Русскаябиологическая наука вновь вышла на передовые рубежи мировой науки... Открытиерусского биолога вскоре подтвердили И. Войке, Ф. Руттенер, Л. Армбрустери другие известные зарубежные ученые».
Когда в 1959 году В. Тряско узнала, что в Сибирисоздан Институт цитологии и генетики, она не сомневалась, что ее место работыименно там. При весьма скептическом отношении к ее теме она скрупулезно,тщательно, с абсолютной уверенностью в правильности избранного пути веламноголетние наблюдения, исследования в очень деликатной сфере специфическойжизни пчел. Ее оригинальные исследования успешно завершились защитойкандидатской диссертации на тему: «Полиандрия у медоносной пчелы» и мировымпризнанием. Ее имя внесено в «Энциклопедию пчеловодства».
Вторая ипостась этой замечательной женщины – семья. Выйдязамуж за коллегу – пчеловода Николая Ивановича Строгонова, она родила ивоспитала трех сыновей. Старший – Андрей – пошел по ее стопам, он кандидатбиологических наук, москвич. Алексей – филолог, ныне гражданин Канады. Младший– Дмитрий – оставался с ней и четыре года назад трагически погиб. Друзья, еесобственные воззрения и характер помогли Виктории Владимировне стоическиперенести смерть мужа и сына.
Состояние одиночества, когда с возрастом человекоставляет работу и коллектив, когда дети, взрослея, улетают из родительскогогнезда, не повергло ее в уныние. Она наполнила свою жизнь новыми занятиями, увлечениями,интересами. Увлеклась садоводством, разведением экзотических цветов, винограда.Занялась изучением восточных методик энергетического оздоровления (йога, Рейки идр.). Занялась бегом, гимнастикой и питанием «по Шаталовой», дыханием «поСтрельниковой», сбережением здоровья «по Малахову» и «по Болотову». Оченьспецифические, заполнившие ее пытливый ум увлечения. Она стала активным членомлюбительских клубов «Наш дом», «Фитоклуб», «Сакура» (предпочитала последний).Постоянно творчески участвовала во всех престижных выставках Дома ученых,удивляя и радуя коллег своими успехами.
Последние два года (из 86) Виктория Владимировна жилау Черного моря, в Сочи, ее последнем земном пристанище. Мир ее праху! И добрая-добраяпамять! Для нас, живущих, есть повод подумать: а что полезного на земле успели сделатьмы? И если не успели, то, может быть, еще не поздно?
Хорошие люди даже смертью своей дают нам хорошиеуроки…
Н. Малиновская
Комментарии