"Открытая медицина" будет доступна всем
"Открытая медицина" будет доступна всем
Качество и скорость оказания медицинской помощи по-прежнему оставляют желать лучшего. В муниципальных поликлиниках порой можно столкнуться с очередями и недостатком узких специалистов, а услуги частных медучреждений довольно дороги. Выходом из положения может стать создание негосударственной амбулаторной медицинской службы. О проекте «Открытая медицина» нам рассказали его создатели – директор нового некоммерческого партнерства Алексей ВОЛНУХИН и член попечительского совета Ирина ТРАВИНА.
Алексей Волнухин долгое время работал директором клиники «Доверенный врач», обслуживающей корпоративных клиентов. Сотрудники компаний, заключивших договор с «Доверенным врачом», имеют возможность постоянно наблюдаться у терапевта – за счет фирмы.
– И я, и руководство компаний постоянно сталкивались с просьбами включить в число застрахованных родственников, друзей, знакомых, – говорит Алексей Волнухин. – Так и родилась идея: почему бы не распространить эту схему и на неорганизованное население?
Известные в Городке люди: директор фонда «Академгородок» Наталья Пинус, генеральный директор ООО «Софтлаб Нск» Ирина Травина, проректор НГУ Михаил Лаврентьев, директор Института терапии СО РАМН Михаил Воевода и директор филиала компании Parallels в Новосибирске Андрей Ловейко – решили объединить усилия, а для реализации проекта пригласили Алексея Волнухина, имеющего солидный врачебный и организаторский опыт. К работе партнерство приступит в декабре.
Вступить в «Открытую медицину» может любой желающий: первоначальный взнос составит 1000 рублей, регулярные взносы – около 7000 рублей в год. В эту сумму «включено» буквально все. В случае возникновения любых проблем со здоровьем пациент обращается к своему врачу-терапевту, а тот, в свою очередь, назначает лечение, направляет на прием к узкому специалисту, решает все вопросы, связанные с проведением необходимых обследований или госпитализацией.
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
«Открытая медицина» будет представлять собой децентрализованную сеть медицинских кабинетов, – рассказывает Алексей Волнухин. – Нагрузка на один кабинет не должна превышать 1200 человек, так что при необходимости можно будет открывать новые пункты. В каждом из них будет вести постоянный прием врач-терапевт и консультировать доктора других специальностей. Терапевт также сможет направлять пациента в те лечебные учреждения, которые связаны с партнерством договорными отношениями. Прототип схемы буквально взят из жизни: к любому врачу постоянно обращаются друзья и знакомые с просьбой подыскать нужного специалиста, посоветовать клинику, устроить в стационар. Кстати, вопрос с госпитализацией будет также решать партнерство, при необходимости оно же оплатит пребывание в стационаре. Хотя в ряде случаев платить вовсе не обязательно: есть возможность пролечиться за счет государства, просто нужно сделать это вовремя и в квалифицированной больнице. Скорее всего, будем сотрудничать и с академическими институтами Минздрава и СО РАН.
Однако это касается только плановых госпитализаций. Организовать частную скорую помощь, по словам Алексея Волнухина, еще никому не удавалось – немногочисленные попытки оборачивались или неквалифицированной помощью, или непомерной дороговизной. С неотложной помощью работают только большие многопрофильные больницы, у которых есть все необходимое оборудование. Однако даже в случае экстренной госпитализации партнерство может помочь пациенту. Все, что от него требуется, – позвонить своему терапевту. Терапевт, в свою очередь, свяжется с врачом стационара и узнает, есть ли проблемы, какие лекарства нужно закупить дополнительно.
Что касается ответственности перед пациентом, то, по мнению Алексея Волнухина, вопрос решается предельно просто:
– Если врач заинтересован в том, чтобы сохранить работу, он должен работать хорошо. Терапевту нет смысла отправлять пациента к заведомо неграмотному узкому специалисту: в этом случае он рискует своей репутацией. При возникновении спорных вопросов может быть созван экспертный совет, который даст заключение о тактике и целесообразности лечения. Если у врача возникают какие-либо сомнения, он также сможет обратиться в экспертный совет, который будет состоять из руководителей нескольких лечебных учреждений и университетских профессоров. Можно обратиться за помощью и непосредственно в попечительский совет.
Того же мнения придерживается и Ирина Травина:
– Если некоммерческая структура имеет общественный попечительский совет, ее члены могут влиять на происходящее. На общество с ограниченной ответственностью пациент никаких рычагов давления не имеет: он либо принимает то, что есть, либо отказывается. А «Открытая медицина» – это система с обратной связью, как на уровне попечительского совета, так и на уровне самих участников.
Еще одной отличительной особенностью «Открытой медицины» станет профилактика и лечение заболеваний на ранней стадии развития.
– Задача системы – не допустить, чтобы человек серьезно заболел, – считает Ирина Травина. – Упор будет сделан на профилактику и скрининг. Первым делом пациент пройдет обследование, на него будет накапливаться врачебное «досье», а врач-терапевт – следить, чтобы он не заболел. По идее, так должна работать муниципальная медицина, но у нее до этого никогда не дойдут руки. Ничего фантастического в нашей схеме нет: по сути, это система «семейных докторов», и она однозначно реализуема.
Татьяна ЯКОВЛЕВА
Комментарии