Отчёт № 36 депутата городского Совета Натальи Пинус о работе в сентябре-декабре 2020 года (часть 2)
Отчёт № 36 депутата городского Совета Натальи Пинус о работе в сентябре-декабре 2020 года (часть 2)
Дорогие друзья! Я продолжаю публиковать свой отчёт о работе в статусе депутата, потому что считаю это важным. В моих отчётах – информация о делах, проектах и инициативах на округе и в масштабах города, в которых я принимаю участие. В прошлом созыве я представила своим избирателям 35 отчётов. Это 36-й. Его первая часть посвящена делам непосредственно на нашем округе № 45. Вторая – вопросам общегородского и регионального масштаба.
ЧАСТЬ 2. ДЕЛА, ПРОЕКТЫ И ИНИЦИАТИВЫ ОБЩЕГОРОДСКОГО МАСШТАБА
Во второй части отчёта пойдёт речь о следующем:
1) Работа в депутатских комиссиях;
2) Бюджет Новосибирска;
3) Поправки к бюджету;
4) Генеральный план Новосибирска;
5) Ковид. Вторая волна пандемии;
6) Антиковид-нск;
7) Проверка закупки масок «Новосибирской аптечной сетью»;
8) Уборка снега;
9) Снижение затрат на автопарк мэрии;
10) Дополнительные доходы бюджета;
11) Административная реформа в мэрии;
12) Возврат нормы про запрет в отказе лечения через ОМС;
13) Долги за аренду земли;
14) Принятие схемы теплоснабжения Новосибирска;
15) Концессии в системе теплоснабжения;
16) Перевод системы теплоснабжения Новосибирска на газ;
17) Профилактика финансовых мошенничеств;
18) Поддержка рестораторов;
19) Программа «Культура Новосибирска»;
20) Театральный фестиваль «Внезапно»;
21) Регулярные передачи на 49 канале.
А теперь обо всём подробнее.
1. РАБОТА В КОМИССИЯХ
В новом созыве я принимаю участие в работе двух комиссий: по городскому хозяйству и по культуре, спорту и молодёжной политике. В прошлом созыве это была работа в других двух комиссиях: по муниципальной собственности и по бюджету. Я осознанно решила более глубоко поработать в других темах, хотя они не являются для меня новыми.
Городское хозяйство – это одно из основных направлений деятельности муниципалитета. Уборка территории города, обеспечение теплоснабжения, тарифы ЖКХ, общественный транспорт, экология, благоустройство дворов... Я и раньше принимала участие в решении ряда вопросов этих направлений. Теперь у меня больше возможностей. Ниже вы сможете узнать о тех инициативах, в которые я включена. Некоторые из них сама инициирую.
Вторая комиссия – по культуре, спорту и молодёжной политике. Я посчитала нужным направить свою энергию в тему культуры, потому что считаю культуру базой общественного развития. Сама часто посещаю театральные постановки, выставки, занимаюсь творчеством и приучаю к этому детей. К сожалению, комиссия по культуре традиционно не особо популярна среди депутатов, она насчитывает только пять человек, в то время как другие комиссии могут включать более 15 членов.
2. БЮДЖЕТ НОВОСИБИРСКА
В 2020-м, как и в прошлые годы, я ответственно подошла к изучению бюджета Новосибирска. Провела сравнительный анализ нашего бюджета с другими крупными городами. Вынуждена огорчить: по ряду показателей это сравнение не в пользу Новосибирска.
Есть целый комплекс нереализованных городом возможностей по повышению доходов. При наличии воли и желания можно оптимизировать расходную часть бюджета города, для этого надо провести осмысленную глубокую административную реформу. Механизмы и технологии её проведения, нацеленные на результативность всех процессов и снижение издержек, сегодня очевидны, их применяют в работе многие крупные предприятия.
Я вошла в профильные рабочие группы городского Совета. Возможно, это позволит продвинуть идеи об изменениях в жизнь.
Новый состав горсовета (он обновился наполовину), активная позиция ряда депутатов из разных политических объединений – вот тот ресурс, благодаря которому есть надежда, что ряд очевидных предложений могут быть реализованы. Среди таких активных депутатов, которые хотят работать на реальные изменения, есть коммунисты, оппозиционеры, депутаты из «Единой России», партии «Родина», независимые депутаты.
В этом году, как и раньше, я критиковала проект бюджета и голосовала против него. Вместе с тем, надеюсь, активная и конструктивная работа в следующем году позволит продвинуть в жизнь изменения. Жду того дня, когда я буду обоснованно голосовать «за», соглашаясь с предложениями по бюджету Новосибирска.
3. ПОПРАВКИ К БЮДЖЕТУ
Одна из главных функций депутатов – участвовать в формировании бюджета и принимать городской бюджет.
Бюджет к принятию готовит мэрия города. Депутаты всегда участвовали в формировании бюджета, это делалось через предварительную работу с мэрией, а также через предложение поправок между первым и вторым чтением проекта бюджета, затем такие поправки формировались и представлялись ко второму чтению непосредственно мэрией. При этом такой юридический механизм, как официальные «депутатские поправки», очень давно не применялся.
В этом году мной были сформированы и оформлены три официальные поправки в бюджет. Но, наряду с поправками других депутатов, мои поправки не были приняты.
Мои предложения касались увеличения средств на закупку снегоуборочной техники, выделения средств на «доступную среду», снижения затрат на автопарк мэрии и на проведение общегородских праздников в центре города. Ещё одна поправка – выделение денег на дооснащение открытого спортивного стадиона около гимназии № 5 и небольшое снижение финансирования СМИ, освещающих работу горсовета.
Ряд депутатов были согласны с моими поправками и были готовы их поддержать. Вместе с тем обнаружилось, что принятие официальных «депутатских поправок» невозможно одновременно с принятием поправок мэрии, которые касались практически всех разделов бюджета. Эту формальную коллизию необходимо разрешить. Некоторые депутаты вызвались поработать над этим вопросом. Надеюсь, в следующем году противоречие будет устранено.
Несмотря на то, что формально мои поправки не были приняты, они нашли отражение в городском бюджете – через соответствующие поправки мэрии. Предложения, которые я внесла, будут учтены.
4. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН НОВОСИБИРСКА
В конце 2020 года в завершающую стадию вошёл процесс подготовки обновлённой версии генерального плана Новосибирска. Я принимала активное участие в этой работе. Прежде всего по вопросам, которые касались территории нашего округа. А по общегородским вопросам сосредоточилась на теме лесов.
По нашему 45-му округу некоторые вопросы удалось отстоять (например, предлагалось перезонировать участок около Технопарка). Но не все. Остаётся актуальной тема перезонирования части сквера на улице Демакова (мэрия хочет отдать половину участка под коммерческую застройку).
По вопросам лесов я неизменно отстаивала такую позицию: леса должны быть определены в генеральном плане в чётких границах. В финальной стадии я содействовала включению прокуратуры Новосибирска в тему лесов в генплане.
В той версии, в какой генплан предлагался к принятию в декабре 2020 года, я планировала голосовать «против». Но проект генерального плана был отклонён от принятия. Я оцениваю это как шанс внести нужные изменения.
В настоящее время проводятся работы по лесоустройству. Надеюсь, в новой версии генплана результаты этих работ учтут, и будут сформированы чёткие границы лесов Новосибирска. Это позволит уберечь зелёные зоны от возможных посягательств со стороны строительных лобби.
Также будем продолжать отстаивать сквер на улице Демакова, благо в новом созыве другие (вновь избранные) депутаты от Советского района имеют такую же, как у меня, принципиальную позицию по этому вопросу.
Больным нерешённым вопросом для меня является несоответствие планов развития, отражённых в генплане, бюджетным возможностям Новосибирска. Очевидно, что городской бюджет не способен профинансировать строительство социальной инфраструктуры, отражаемой в генеральном плане. 71 школа до 2030 года (по семь в год), пять станций метро, пять развязок и др. – нереальные планы. Мы рискуем в очередной раз реализовать генплан в отношении жилищного строительства (заложено около 14 млн кв. м жилья до 2030 года), но это новое жильё не будет обеспечено необходимой социальной инфраструктурой. Считаю это серьёзной проблемой.
5. КОВИД. ВТОРАЯ ВОЛНА ПАНДЕМИИ
В период ковид-пандемии я видела своей задачей доносить до органов власти вопросы и требования людей. Направляла письма, выступала на депутатских мероприятиях и в средствах массовой информации. Основная тема – неготовность системы медицинской помощи ко второй волне пандемии: долгое ожидание врачей и бригад скорой помощи, отсутствие необходимых лекарств в аптечной сети. Мной было написано большое открытое письмо в адрес министра здравоохранения НСО Константина Хальзова, это обращение поддержали многие горожане.
Переболев ковидом, я сама не понаслышке знаю о сложностях заболевания.
В конце года я выступила с инициативой организации рабочей встречи депутатов с руководителем Роспотребнадзора Александром Щербаковым. Эта организация ответственна за профилактику заболевания, за прогнозы по развитию пандемии, за введение и снятие карантинных мер, за вакцинацию. Встреча должна состояться в начале 2021 года. Это особенно актуально в связи с прогнозами о третьей волне ковида.
6. АНТИКОВИД-НСК
В период, за который подготовлен этот отчёт, мы с вами пережили вторую волну пандемии. Неравнодушные жители Новосибирска (Наталья Одегова, Дарья Макарова, Евгений Кашменский) продолжили работу по содействию медицинским организациям в это непростое время. В период первой волны на собранные деньги закупались средства индивидуальной защиты, во время второй волны приобрели кислородные концентраторы, необходимые для поддержания больных с кислородной недостаточностью. Я активно помогала в реализации этой акции; сбор денег и закупки осуществлялись через общественную организацию «Городские инициативы», которую я возглавляю.
Было собрано 4,7 млн рублей. На эти средства куплено и поставлено в медицинские организации 72 кислородных концентратора.
7. ПРОВЕРКА ЗАКУПКИ МАСОК
Во время второй волны пандемии МУП «Новосибирская аптечная сеть» осуществлял закупку средств индивидуальной защиты – масок. В марте и апреле 2020 года их приобрели на сумму более 70 млн рублей по закупочной цене 30 рублей и выше. В аналогичные сроки другие медицинские учреждения осуществляли закупки масок (эта информация является открытой, так как организации проводят необходимые по закону процедуры) по 7 и даже по 3 рубля за одну маску.
Я посчитала необходимым разобрать этот вопрос на комиссии по соцполитике городского Совета депутатов. Прокуратура не нашла никаких нарушений в закупках, процедуры были реализованы корректно. Депутаты комиссии поддержали моё предложение обратиться в ФАС с просьбой провести проверку этой сделки. Допускаю, что ФАС также не обнаружит нарушений ввиду специфики закупочной деятельности МУП «НАС». Вместе с тем считаю важным обращать общественное внимание и внимание депутатов на подобные ситуации. Полагаю, тогда их число и масштаб будут уменьшаться.
8. УБОРКА СНЕГА
Каждый год мэрию Новосибирска критикуют за неудовлетворительную уборку снега. В некоторых соседних регионах этот процесс идёт по-другому: формируются муниципальные контракты, которые выполняют частные организации, а результат уборки измеряется не тоннами вывезенного снега и пробегом уборочной техники, а качественными показателями по специальной методике. Эта методика оценивает уборку снега, а также другие работы по содержанию улично-дорожной сети в зимнее и летнее время, включая не только дороги, но и тротуары, исходя из их состояния. Зафиксированы и подробно описаны три уровня, оплата зависит от оценки качества содержания.
Я была инициатором исследования этой технологии и проведения эксперимента по применению таких подходов в Новосибирске. Совместно с департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса было решено провести такой эксперимент. Изучена нормативная база других регионов. Ожидается, что планы будут реализованы в 2021 году.
9. СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ НА АВТОПАРК МЭРИИ
Этим вопросом я занимаюсь с начала 2020 года. Изучила соответствующий акт контрольно-счётной палаты Новосибирска и предложила оптимизировать работу автопарка. Анализ КСП показал, что годовые затраты в 2018 году составили 82 миллиона рублей. В ходе реформирования автопарк отказался от части машин, закреплённых за конкретными чиновниками, обслуживание перевели на диспетчеров. Кроме того, в подразделении был проведён эксперимент по переходу на такси. Но, по мнению организаторов, он провалился. Этот способ был признан неэффективным. Я же по-прежнему считаю, что здесь есть дополнительный потенциал для оптимизации.
Конечно, я полагаю, что чиновники ничем не отличаются от обычных людей и должны использовать общественный транспорт для передвижения, в исключительных случаях пользоваться такси. Но я понимаю, что предложения по обнулению автопарка мэрии точно не будут восприняты в настоящее время властью и депутатским сообществом. Поэтому считаю такие предложения популистскими, не приводящими к реальным изменениям.
Кстати, мои поправки к бюджету касались дополнительного (на 10 млн рублей) снижения затрат на автопарк. Уверена, это реально. На 2021 год в бюджете заложено 72 млн рублей на содержание автопарка мэрии.
Надеюсь, работы по оптимизации этого направления продолжатся.
10. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА
В отчётный период в Совете депутатов была создана и начала свою деятельность рабочая группа по повышению доходов бюджета Новосибирска. Я вошла в состав этой группы, так как давно интересуюсь этим вопросом и имею ряд конструктивных предложений.
Убеждена, что Новосибирск не использует все имеющиеся возможности для привлечения средств в бюджет. Другие города оставляют в городской казне средства от большего числа налогов, в ряде муниципалитетов выше процент НДС. Министерство финансов РФ уже несколько лет рекомендует регионам пересматривать баланс налогов в пользу муниципальных образований. В Новосибирске это в полной мере не реализовано.
Вторым источником является возврат в городскую казну долгов. Прежде всего речь идёт о задолженности за аренду земельных участков, которая составляет почти 4 млрд рублей, половину мэрия считает безнадёжной к взысканию. Вместе с тем у меня есть комплекс предложений по работе с этой задолженностью.
Третье направление повышения доходов – развитие участия Новосибирска в национальных федеральных проектах и программах. Всего в РФ реализуется 13 нацпроектов, другие города (в том числе в Сибирском федеральном округе) участвуют в 12 нацпроектах. Новосибирск же участвует в пяти. При этом доля софинансирования городским бюджетом выше, чем в других городах.
Я обозначила лишь основные источники пополнения городского бюджета. Есть и другие. Надеюсь, с новым составом горсовета есть шансы продвинуть эти предложения в реальную плоскость. Для этого нужна конструктивная работа разных депутатских объединений.
11. АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА МЭРИИ
В декабре 2020 года в мэрии Новосибирска создана рабочая группа по административной реформе. Туда вошли руководители профильных подразделений мэрии и несколько депутатов. Группу возглавляет мэр. В конце года состоялось первое заседание. Я приняла в нём участие. Группа будет собираться не реже одного раза в квартал для обсуждения предложений по изменению работы.
Считаю, административная реформа крайне необходима нашему городу. Это позволит оптимизировать многие процессы и затраты. Я рассматриваю мэрию как предприятие, которое, на мой взгляд, неэффективно работает. Многое обусловлено исторической давностью и традициями, а не целесообразностью.
Планирую сформировать конкретные предложения для обсуждения на рабочей группе. Один из вопросов – деятельность МУПов (муниципальных унитарных предприятий). Убеждена, здесь есть значительное пространство для оптимизации.
12. ВОЗВРАТ НОРМЫ ПРО ЗАПРЕТ В ОТКАЗЕ В ЛЕЧЕНИИ ЧЕРЕЗ ОМС
В ноябре 2020 года в Государственную Думу был внесён законопроект, разрешающий отказывать в лечении больным, обратившимся в медучреждения через систему ОМС. Я инициировала подготовку письма от депутатов горсовета Новосибирска против этой нормы. В ходе рассмотрения вопроса в соответствующем комитете Госдумы антинародная, на мой взгляд, поправка была отклонена.
13. ДОЛГИ ЗА АРЕНДУ ЗЕМЛИ
Тема задолженности перед городским бюджетом беспокоит меня не первый год. На сегодняшний день задолженность застройщиков перед казной Новосибирска составляет около 4 млрд рублей. Половину этой суммы, как я уже говорила, мэрия считает безнадёжной к взысканию.
Одним из важных событий в вопросе возврата долгов в бюджет является частичное раскрытие информации о должниках. Мэрия, наконец, представила информацию о крупных должниках, хотя бы назвав организации и интервал долга. Надеюсь, это начинание будет реализовываться и в дальнейшем, информация о долгах будет представляться в более точном виде.
Напомню, во многих регионах и городах данные о долгах и должниках являются открытыми и рассматриваются как инструмент возврата долгов в городской бюджет.
Моя дальнейшая работа по теме задолженности за аренду земельных участков будет сосредоточена на следующих вопросах: получение информации о дате возникновения крупных задолженностей и привлечение к ответственности за бездействие департамента земельных и имущественных отношений; реализация комплекса мероприятий по отношению к задолженности, которую мэрия считает нереальной к взысканию.
14. ПРИНЯТИЕ СХЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ НОВОСИБИРСКА
В самом конце 2020 года прошли публичные слушания по актуализации схемы теплоснабжения города. Я приняла в них участие. Считаю, схема теплоснабжения принимается в интересах монополиста, компании «СГК». Более мелкие теплогенерирующие предприятия выдавливаются с рынка, в том числе через разработку схемы теплоснабжения без учёта интересов этих небольших компаний. Есть комплекс недочётов, в том числе весьма принципиальных, которые не позволяют принимать схему теплоснабжения в предлагаемом виде. Это может привести к отрицательным последствиям, связанным в том числе с безопасной работой системы.
Эти недочёты были озвучены на публичных слушаниях, но не в полной мере исправлены мэрией Новосибирска. Я буду продолжать заниматься данным вопросом.
15. КОНЦЕССИИ В СИСТЕМЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
В декабре 2020 года состоялось рассмотрение планов расторжения концессионного соглашения, заключённого между теплогенерирующей компанией «СибЭко» и мэрией Новосибирска в 2018 году. Эта концессия касалась трёх котельных, изменение планов произошло по причине смены приоритетов новых владельцев «СибЭко» (в 2018 году «СибЭко» перешло в собственность холдинга СГК).
Исходя из обсуждённых сторонами условий расторжения соглашения, мэрия Новосибирска получит необходимую соразмерную компенсацию. Эти средства будут направлены на тепловое хозяйство, находящееся в ведении муниципалитета.
В настоящее время, сообщил руководитель компании «СГК», разрабатывается концессия на 10 лет с объёмом вложений 5,5 млрд рублей. Она коснётся тепловых трасс, которые находятся в весьма изношенном состоянии. Я попросила включить меня в рабочую группу по формированию условий этого концессионного соглашения. Благодаря поддержке экспертов, компетентных в соответствующей сфере, надеюсь, моё участие будет продуктивным и полезным.
16. ПЕРЕВОД ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ НОВОСИБИРСКА НА ГАЗ
В конце 2020 года я подняла вопрос о возможном переводе системы теплоснабжения Новосибирска на газовое топливо. Сейчас основные ТЭЦ города топят бурым углём. Очевидно, что переход на газ положительно скажется на экологических аспектах, и, кроме этого, не будет финансовой обузой в смысле тарифных последствий. Совместно с экспертами мы взялись просчитать возможности такого перехода. Надеюсь, ничто не помешает нам представить результаты расчётов на комиссии по городскому хозяйству горсовета в первом квартале 2021 года.
Напомню, перевод системы теплоснабжения Новосибирска с каменного на бурый уголь состоялся в 2018 году без предварительной проработки и открытого обоснования этого решения.
17. ПРОФИЛАКТИКА ФИНАНСОВЫХ МОШЕННИЧЕСТВ
Осенью 2020 года в мой адрес поступило несколько обращений, связанных с финансовыми мошенничествами, с банковской сферой и с телефонными звонками. Удивительно, что на уловки мошенников попадаются люди разных возрастов и социальных статусов, даже студенты вузов.
По моей инициативе мы провели специальную рабочую встречу с участием руководства представительства Сбербанка в регионе, департамента информационной политики мэрии города, представительства Союза дизайнеров России, сотрудников департамента молодёжной политики мэрии Новосибирска. Целью этой встречи было сформировать планы по повышению грамотности и осведомлённости горожан в отношении возможных приёмов мошенников.
Для просвещения горожан планируется использовать разные информационные каналы – ТВ, радио, интернет, а также работать с разными общественными группами. Мы только начали эту важную работу. В 2021 году её продолжим.
18. ПОДДЕРЖКА РЕСТОРАТОРОВ
Увы, не всегда приложенные усилия оборачиваются результатом. Именно так пока обстоят дела с продвижением комплекса мер, направленных на содействие отрасли общественного питания – кафе, барам и ресторанам Новосибирска – в период пандемии. Эта отрасль серьёзно пострадала из-за карантинных мер, многие были вынуждены прекратить свою деятельность.
Ассоциация рестораторов сформировала комплекс предложений по смягчению режимов ограничений для этой сферы, как в ряде других регионов РФ. Я содействовала продвижению инициатив бизнеса: от меня и от Совета депутатов были написаны обращения в разные инстанции.
Действительно, ограничения для этой отрасли выглядят странно наряду с некоторыми другими существенными послаблениями. Это касается и режима работы в новогодние каникулы – периода, когда кафе, бары и рестораны надеялись поправить своё финансовое положение.
Кроме изменения режима работы, есть предложения по изменению налогового режима для этой категории бизнеса. Считаю, Новосибирск может гордиться разнообразием и высоким уровнем предприятий этой сферы. Конечно, их надо поддерживать. Буду продолжать работать в этом направлении.
19. ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА НОВОСИБИРСКА»
На одном из заседаний комиссии по культуре в конце 2020 года была представлена программа «Культура Новосибирска». Она рассчитана на шесть лет и оценена в сумму более 12 млрд рублей. Моё изучение порядка разработки программы выявило, что она составлялась оперативно, к работе привлекались в основном чиновники. В своей основе документ фиксирует текущее положение вещей.
Убеждена, нужно приложить усилия, чтобы эта программа была переработана. На мой взгляд, необходимо сформировать и принять Основы культурной политики Новосибирска, определяющие направления развития культуры и соответствующих бюджетных трат. К разработке программы, помимо чиновников, надо привлекать представителей творческой сферы и горожан. Решению обозначенных вопросов могло бы содействовать создание Совета по культуре при мэре Новосибирска. Надеюсь продолжить работу в этом направлении в новом году.
20. ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ВНЕЗАПНО»
В Новосибирске состоялся фестиваль театральных премьер 2019-2020 годов «Внезапно». На нём представили несколько спектаклей новосибирские театры «Старый дом», «Красный факел», «Первый театр». Театральные показы завершились экспертной дискуссией. Я приняла в ней участие в качестве эксперта, посмотрев те спектакли, которые не видела ранее.
Убеждена, что Новосибирск вправе гордиться теми театральными постановками, которые производят наши талантливые театральные деятели. В ходе дискуссии о темах, которые зрители ждут от новых постановок, я обозначила темы новых смыслов в новой реальности, новые футуристические концепции, «опробование» разных сценариев будущего.
Полагаю, мир стоит на этапе смены мировоззренческих парадигм, но это в настоящее время недостаточно осмысленно, этой теме уделяется, на мой взгляд, мало внимания в среде философов, мыслителей и в искусстве.
21. РЕГУЛЯРНЫЕ ПЕРЕДАЧИ НА 49 КАНАЛЕ
В отчётный период продолжился совместный проект с 49 каналом. Еженедельно выходили десятиминутные передачи «Эксперт», в которых мы совместно с директором канала Сергеем Никитиным обсуждали актуальные вопросы городской жизни. Это были вопросы городского хозяйства, тема уборки снега, несколько передач посвятили бюджету Новосибирска, обсудили доходы и возможности по их увеличению, подходы к оптимизации расходной части, сравнили наш бюджет с другими городами.
Мы обсуждали текущее положение вещей по разным направлениям, конкретные предложения по возможной оптимизации. В 2021 году планируем продолжить проект.
Уважаемые избиратели! Как и прежде, я готова ответить на любые вопросы.
О делах, инициативах и проектах на округе № 45 можно узнать в первой части отчёта.
Комментарии