От школьника до доктора наук
От школьника до доктора наук
Образование – это индустрия, направленная в будущее
С.П. Капица
Группа ребят в белых халатах окружила наставников из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН: несмотря на выходной день, здесь проводят научные эксперименты.
Над сохранением интеллектуального потенциала страны трудятся ученые и аспиранты института. Их проект «От школьника до доктора наук: разработка комплексного подхода непрерывной подготовки специалистов по физико-химической биологии для сохранения и восполнения интеллектуального потенциала России» стал победителем всероссийского конкурса фонда «Династия» («Современное Естествознание»). О проекте корреспонденту «Навигатора» рассказала его руководитель – доктор химических наук, профессор кафедры молекулярной биологии НГУ Татьяна ГОДОВИКОВА.
– Татьяна Сергеевна, кому принадлежит идея привлечения школьников к научным экспериментам?
– Идея подготовки ученых «со школьной скамьи» не нова: об этом говорил еще Михаил Алексеевич Лаврентьев. Основатель Академгородка понимал, что Новосибирскому университету нужны талантливые абитуриенты. Для этого была создана физматшкола (ныне СУНЦ НГУ), где преподают, в том числе, и ведущие ученые СО РАН. Следуя замыслам Лаврентьева, мы решили заниматься с ребятами, не дожидаясь, пока они станут дипломированными специалистами. Молодое поколение должно чувствовать гражданскую ответственность за российскую науку.
– С какого возраста пробуют свои силы в науке?
– Вовлекать в научный эксперимент можно только учащихся старшего звена, обладающих развитыми навыками поиска, анализа, систематизации и эффективного использования информации для достижения поставленной цели. К тому же химия и биология требуют определенной интеллектуальной базы.
– Какие школы участвуют в вашем проекте?
– Одно из основных направлений деятельности нашего института – фундаментальная медицина, новые методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Поэтому мы занимаемся с ребятами из СУНЦ НГУ и лицея №22 «Надежда Сибири», где открыты классы медицинского направления. Как научные сотрудники, да и обычные пациенты мы хотим, чтобы медики ориентировались не только на изученное много лет назад, но руководствовались достижениями современной науки. Только тогда можно грамотно поставить диагноз и назначить качественное и эффективное лечение.
– Если к проекту захотят присоединиться ребята из других образовательных учреждений, возьмете?
– Учеников из других школ мы не принимаем – ориентируемся на образовательные учреждения, где уделяется большое внимание химии и биологии. Однако любознательные старшеклассники могут реализовать себя и на других научных направлениях. С ребятами занимаются сотрудники Института катализа, Международного томографического центра, Института цитологии и генетики.
– Вы работаете на стыке физики, химии и биологии?
– Точнее сказать, методы, которые мы используем – физико-химические, а объект биологический – человек. В нашем организме каждую секунду происходят химические реакции. Если они протекают правильно, человек живет и радуется. Если нет – возникают заболевания. Чтобы их предупредить, надо изучить механизм их развития. Так, нейродегенеративные и сердечно-сосудистые болезни сопровождает появление в организме аминокислоты гомоцистеина. Однако до сих пор неясно: человек заболевает от того, что в организме возросло число молекул гомоцистеина, или их увеличение связано с болезнью. Изучением этой проблемы под моим руководством занимается Алексей Чубаров – аспирант НГУ, который начал работать с нами, будучи учащимся СУНЦ. Сейчас у него свои ученики – школьники, которые участвуют в работе над данной темой.
Другое направление – разработка лекарства против рака. И здесь тоже занят выпускник нашего проекта по подготовке школьников! Студент 5-го курса ФЕН НГУ Владимир Лисицкий работает в институте уже седьмой год и проводит исследования под руководством кандидата химических наук Татьяны Аврамчук. К нему тоже уже приходят школьники.
– Так вы препятствуете «утечке мозгов» за рубеж?
– Мы только пытаемся увлечь, заинтересовать ребят или хотя бы на какой-то период восполнить нехватку кадров в науке. Школьники занимаются с большим энтузиазмом, приезжают к нам даже в морозы, когда занятия в школах отменяют. После окончания школы многие из наших ребят поступают в НГУ и успешно совмещают учебу с научной работой в нашем институте.
– А кто, помимо Вас, работает со школьниками?
– В основном звене нашей рабочей группы два доктора наук (я и д.х.н. Владимир Сильников), три кандидата химических наук (Татьяна Аврамчук, Светлана Мызина, Людмила Королёва) и кандидат биологических наук Ольга Захарова. Как я упоминала, со школьниками занимаются Алексей Чубаров и Владимир Лисицкий, а также студентка 3-го курса ФЕН НГУ Наталья Антонова. Привлекаем и других сотрудников, студентов и аспирантов. Все понимают важность этой работы и никогда не отказываются помочь. У нас царит доброжелательная творческая атмосфера.
– На что пойдут средства фонда «Династия»?
– Благодаря гранту мы сможем представить результаты нашей работы на различных мероприятиях: четыре аспиранта поедут на научную конференцию «Менделеев-2012» в Санкт-Петербург, а шестеро учащихся 22-го лицея примут участие в московской конференции «Национальное достояние России». Вместе с научными руководителями ребята выступят на международной научной студенческой конференции, которая пройдет в НГУ. Планируем купить компьютеры, химреактивы. Радует, что поддержку получат наши молодые преподаватели, работающие со школьниками на добровольных началах.
– Каким будет итог вашего проекта?
– В ходе занятий подростки научатся культуре проведения эксперимента, получат практические навыки работы с реактивами. Наши школьники шагают на шаг впереди остальных: ведь они обладают знаниями, которых пока нет у сверстников.
Юлия КАРПЕНКО
Фото автора, больше снимков на www.navigato.ru
Комментарии