От древних курганов до космоса
От древних курганов до космоса
16 сентября в новосибирском Институте органической химии (НИОХ) СО РАН состоялась пресс-конференция с участниками всероссийской научной молодежной школы «Актуальные проблемы органической химии».
Директор НИОХ СО РАН профессор Игорь Григорьев, доктора химических наук Константин Волчо и Виктор Маматюк и профессор Института исследований полимеров общества Макса Планка (Германия) Мартин Баумгартен рассказали о современных направлениях органической химии.
Химики против болезни Паркинсона
Из многочисленных разработок НИОХ СО РАН наибольший интерес вызвал лекарственный агент, эффективный против болезни Паркинсона – разработка отдела химии природных и биологических соединений НИОХ СО РАН. Подробнее о ней рассказал ведущий сотрудник этого отдела, один из самых молодых докторов наук нашего научного центра Константин Волчо. Современная терапия болезни направлена на снятие симптомов и основана на применении препарата леводопа – пока единственного в мире. В комплексе с ним приходится применять ряд лекарств, уменьшающих его многочисленные тяжелые побочные эффекты. При первичном назначении леводопы треть больных либо не переносят ее, либо не испытывают улучшений. При длительной терапии эффект от препарата может снижаться, поэтому обычно его назначают, когда заболевание начинает заметно ухудшать качество жизни пациента.
Рабочее название будущего препарата – диол. Для лекарств, которые используются пожизненно, огромное значение имеет так называемая хроническая токсичность. У нового агента, синтезируемого новосибирскими учеными из основного компонента скипидара сосновой смолы – альфа-пинена, более высокая эффективность и гораздо меньшая токсичность. Однако на его клинические испытания требуется более 30 млн рублей. За рубежом фармацевтические концерны на эти цели тратят на порядки большие суммы, но для академической структуры эта задача совершенно непосильна.
– Мы не можем дать бизнес-план в том виде, в каком его пишут профессиональные менеджеры, – объясняет Константин Волчо. – 100% гарантии успеха мы тоже не предлагаем, поэтому инвестором этих работ, по-видимому, может стать только тот, кто сумеет разобраться в сути разработки и рискнуть. Но в нашей стране среди крупных бизнесменов, к сожалению, нет специалистов с химическим образованием.
Мартин Баумгартен отметил, что в Германии тоже есть проблемы с поиском инвесторов на ранних стадиях. Часто реализуется совместное финансирование проекта государством и бизнесом в равных долях. Чтобы найти инвесторов, ученым лучше браться за те разработки, на которые рыночный спрос очевиден. Нужно заранее понимать, какие именно компании будут готовы вложить в них деньги. По его словам, Россия сейчас еще не развернулась к науке лицом и проходит тот же путь, что и Германия 20 лет назад, когда вся немецкая молодежь мечтала уйти в бизнес и обучалась менеджменту, а не химии и физике. Между тем, чтобы управлять высокотехнологичным бизнесом, нужно обязательно иметь высшее техническое образование, а не профессию управленца. Чтобы это поняли и в России, должно пройти некоторое время.
История в красках
Пока большинство российских научных институтов работают на иностранные компании, которые живут не сегодняшним, а завтрашним днем и готовы потратиться на светлое будущее своей продукции. Так, например, в лаборатории физических методов исследований, ставшей Центром коллективного пользования СО РАН, определяют молекулярный состав и структуру любых соединений на самом современном оборудовании – масс-спектрометрах и ЯМР-спектрометрах фирмы Bruker. Чаще всего всеми услугами подразделения пользуются ученые из соседних институтов и коллеги из других научных центров Сибири, чтобы точно определить структуру синтезированного вещества. В иные дни Центр коллективного пользования принимает до сотни заявок, и далеко не всегда – из смежной области деятельности. Например, два года назад сотрудники лаборатории сделали вместе с археологами анализ состава природных красителей одежды нашумевшей на всю страну мумии «алтайской принцессы». Выяснилось, что эти краски делали в Средиземноморье, из чего был сделан вывод о пути миграции населения на Алтай. Работа с Институтом археологии и этнографии СО РАН продолжается и сегодня – химики анализируют состав лаковых изделий и других предметов из кургана Ноин-Ула в Монголии.
Обращаются в НИОХ СО РАН и представители крупных корпораций, нуждающиеся в новых материалах. Так, компании Samsung здесь помогли разработать гибкие органические OLED-дисплеи. Organic Light Emitting Diode – технология новая, но уже широко применяемая в мире, в том числе для изготовления огромных светящихся панелей с ярким изображением. В отличие от плазменных панелей, их изготовление гораздо дешевле – на гибкую полимерную поверхность наносят специальный состав, который воспринимает сигнал и передает его в виде ярких светящихся точек, образующих качественную картинку любого размера. Главная задача – научиться производить такой состав. Ее и решили сибирские химики для мирового промышленного гиганта. С тех пор специалистам из лаборатории Виктора Маматюка регулярно приходят из Кореи предложения о работе на самых выгодных условиях. Виктор Ильич хранит эти письма, видимо, до худших времен, а пока предпочитает опытными кадрами не разбрасываться, сетуя, что у корейцев оборудование лучше, а пользоваться им с умом так и не научились.
Реппелент для Хрущева
Задачи, которые ставились перед органической химией, всегда отличались практичностью. Вот почему первый директор НИОХ СО РАН Николай Ворожцов сразу же организовал опытное производство, которое активно работает до сих пор. Некоторыми из разработок НИОХ СО РАН мы пользуемся регулярно, не подозревая о том, что они были рождены в Академгородке. Огородники и садоводы знают, что биопрепарат «Силк» и его улучшенная версия «Новосил» на основе экстракта зелени пихты для стимуляции роста и защиты растений от вредителей – изобретение Института органической химии. Но уже мало кто помнит, что в любые спреи, крема и жидкости против гнуса, комаров и клещей входит одно и то же соединение – ДЭТА, которое в нашей стране впервые синтезировали именно здесь. Как настоящую гордость только зародившегося института ДЭТА во флакончике из-под одеколона «Шипр» подарили Хрущеву во время его приезда в Академгородок. Этому событию посвятила целую полосу газета «Правда». В институт посыпались тысячи писем со всей страны – геологи, рыбаки, охотники хотели купить реппелент. В 1965 году технологию внедрили на Кемеровском анилино-красочном заводе, а в 1968-м она получила медаль ВДНХ.
Другие разработки НИОХ СО РАН можно видеть на некоторых домах в виде нержавеющих, практически вечных табличек с адресом и даже на кладбище – качественные черно-белые фотографии усопших на памятных плитах. Эта уникальная разработка института называется алюминотипия – вытравливание изображения любой сложности на алюминиевых пластинах. Технологию сразу взяло на вооружение Минобороны – с ее помощью изготовили медальоны с данными солдат, чтобы исключить из практики формулировку «пропал без вести».
Исследования НИОХ СО РАН нашли свое применение не только на Земле, но и в космосе – еще в 60-е в институте получили огнестойкие полимерные волокна, из которых изготовили костюмы для космонавтов международной российско-американской станции «Союз-Аполлон».
Мария ШКОЛЬНИК
Комментарии