Они сохраняли мирные жизни
Они сохраняли мирные жизни
В преддверии Дня защитника Отечества корреспондент «Навигатора» побеседовала с одним из них – Александром ГРЕБЛЮКОМ, подполковником в отставке, преподавателем основ безопасности жизнедеятельности в гимназии №6.
Александр Греблюк награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», а также орденом Красного Знамени республики Афганистан. Как и многие военные, о службе в армии он задумался еще в детстве:
– Когда выбираешь себе профессию, многое значат самые ранние впечатления и воспоминания, – рассказал Александр Дмитриевич. – Моя мама еще в детстве говорила мне, что хочет, чтобы я стал военным. Она пережила годы войны и считала, что военный человек – тот, кто способен защитить Отечество: у ее поколения было особенное отношение к армии. После школы поступил в военное училище в Свердловске, а позже отучился в Военно-политической академии имени Ленина. В 1972-м попал в воздушно-десантные войска, в седьмую дивизию в Прибалтику, в Литовскую ССР. Отслужил там десять лет, а 19 сентября 1986 года пересек границу Афганистана и оставался там до 11 февраля 1989-го: был заместителем командира полка, начальником политотдела.
Нужна ли была война?
Споры о необходимости афганской кампании не утихают до сих пор, однако у Александра Греблюка давно сложилось о ней особое мнение:
– Сейчас эту войну называют потерянной. Конечно, я с этим определением не соглашусь. По статистике, сегодня 80% наркотрафика поступает из Афганистана: часть этого героина отправляется в Россию, часть – в Европу. Когда наши войска были там, ни один грамм не пересек границу и в таких объемах наркотик там не производился. Оценивать и обвинять людей, которые принимали решение двадцать или пятьдесят лет назад, неправильно: тогда была другая международная обстановка и свои веские причины для начала войны. Каждое государство имеет какие-то обязательства, которые выражаются в договоре о партнерстве. У нас был такой договор с Афганистаном, и их правительство шестнадцать раз обращалось к нашему за помощью. Может быть, решение было принято слишком быстро или боевые действия стоило вести иначе, но тем не менее войска были введены. Задачи, которые выполняли наши подразделения, однозначно вписываются в нравственные нормы. Когда в Афганистан ввели наш ограниченный контингент, значительно сократились обстрелы мирных городов: мы ставили блок-заставы вокруг населенного пункта и не позволяли душманам подойти на расстояние выстрела. Ведь чтобы обстрелять город, не нужно много ума, больших денег или техники, достаточно установить снаряд под углом в 45 градусов, замкнуть контакты – и он полетел. Наши подразделения блокировали Кабул, Кандагар и другие населенные пункты. В Афганистане мы раздавали топливо, продовольствие. Самостоятельно обеспечить города продовольствием и всем необходимым афганцы тоже не могли: колонны машин систематически грабили душманы. После того как наши части стали сопровождать колонны, бандиты уже не осмеливались стрелять, ведь мы могли ответить огнем.
Александр Дмитриевич вспоминает, что в Афганистане было очень жарко, а поднимешься в горы – температура чуть ли не минусовая; ночью холодно, а днем плюс 40. Зато в низинах просто удивительные урожаи. Конечно, наши ребята общались с афганцами, например, побывали в местной школе:
– В этой стране мальчиков и девочек учат раздельно. Визит произвел гнетущее впечатление: ни окон, ни дверей, ужасающая бедность. Страна казалась нам очень дикой, цивилизации там действительно практически никакой. Однако негатива или предвзятого отношения к жителям это не вызывало.
Многие наши военные, побывавшие в Афганистане, вспоминают благодарное отношение к советским войскам местных жителей.
– Ребята из нашего полка после войны дважды были в Афганистане, – рассказал Александр Греблюк. – Местные жители сравнивали советские войска с американскими, и это сравнение было однозначно в нашу пользу. Когда мы вошли в страну, нас вообще с цветами встречали – так радовались. Со временем, конечно, отношение менялось: все-таки войска в городе – это падающие бомбы и неизбежные гражданские жертвы, но тем не менее вспоминают о нас с чувством признательности за помощь.
Второй батальон, где служил Александр Греблюк, выполнял задачу по блокированию ущелья Паншер. Там проходит отличная дорога, которую можно преодолеть и на верблюдах, и на машинах. Из Пакистана по этой трассе гнали вооружение и боеприпасы. Как только советские войска поставили там двадцать застав, сразу уменьшился ресурс для ведения этой братоубийственной гражданской войны.
– Почему погибли Александр Демаков и Сергей Амосов? – рассуждает Александр Дмитриевич. – Они товарищей прикрывали, положив на алтарь свою жизнь. И в Чечне было то же самое. Мы решали задачи действительно благородные: сохраняли мирные жизни и делали это добросовестно.
Главное – безопасность
После афганской войны Александр Греблюк успел прослужить еще несколько лет, получить назначение в Новосибирское военное училище, а затем ушел в отставку. В трудные 90-е, как и многие, сменил несколько профессий:
– Я окончил курсы менеджеров, газоэлектросварщиков, компьютерные курсы при НГУ, занимался программированием на языке бейсик… В Москве прошел трехмесячные курсы пользователей ЭВМ, было очень интересно и полезно. Знакомство с компьютером впоследствии мне очень помогло быстро освоить офисный пакет программ, фотошоп – все это позволяет делать хорошие презентации для работы с учениками. Помню в годы моей молодости показать учебный фильм было целой проблемой: проигрыватель, магнитофон, один фильм, второй… А сейчас с помощью компьютерных программ можно быстро скомпоновать наглядный двухминутный фрагмент.
В гимназию будущий преподаватель попал почти случайно:
– В 2007 году в ветеранской организации Советского района мы реализовали проект выставки «Сибиряки на страже Отечества», выступали с ней в школах. А из гимназии «Горностай» как раз ушел преподаватель ОБЖ: начиналась вторая четверть, нужно было помочь. Так и остался, уже шестой год преподаю здесь основы безопасности жизнедеятельности. Когда-то для меня этот предмет был непонятным, а сейчас, когда пришел опыт, думаю, что некоторые вопросы освещал бы уже по-другому. ОБЖ – предмет, который учит детей, как избежать опасностей и стать здоровым и счастливым. Нельзя сказать, что он главный в школьной программе, но нужен любому человеку. По специальности я политработник, офицер-воспитатель, так что с преподавательской работой знаком. Кроме того, почти двадцать лет занимался общественной деятельностью, много выступал перед молодежью. Преподавать в средней школе раньше не приходилось, но, думаю, не так важно, сколько лет ученикам: со всеми нужно работать с чистым сердцем, тогда все получится. Не знаю, можно ли назвать меня строгим педагогом. Стучать кулаком по столу ни к чему: рассказывай интересно, и дети будут тебя слушать. К ученикам стараюсь относиться лояльно: отношения нужно строить на доверии.
Татьяна ЯКОВЛЕВА
Фото из архива А. Греблюка
Комментарии
Не дано осудить вас при жизни… не Бог…
Но за ваши грехи!.. вам прозреньем прольётся!..
Неизбежная судность!.. в постыдный поклон!..
Посвящается многократному чемпиону мира по боксу полковнику внутренних войск
ПЕТРУШИНУ Валентину Степановичу (ветерану афганской войны). У него СОВСЕМ ДРУГОЕ мнение об афганской войне… и не только… у него…/
/Военные потери: 15 051 погибших,53 753 раненых,417 пропавших без вести
Общие потери: от 670 тыс. до 2 млн погибших (см. Потери Афганистана)/ Материал из Википедии — свободной энциклопедии/
Мысли рвутся с НЕБЕС…
Колокольным НАБАТОМ…
И качается в звон…
Распалённый стон… с матом…
Как же так… вы смогли…
Запинать свою совесть…
Оправдать Д-У-Ш-Е-Г-У-Б-Н-У-Ю…
Глупость… и подлость…
/… у Александра Греблюка давно сложилось о ней особое мнение:
– Сейчас эту войну называют потерянной. Конечно, я с этим определением не соглашусь…
Оценивать и обвинять людей, которые принимали решение двадцать или пятьдесят лет назад, неправильно: тогда была другая международная обстановка и свои веские причины для начала войны…
Может быть, решение было принято слишком быстро или боевые действия стоило вести иначе, но тем не менее войска были введены. Задачи, которые выполняли наши подразделения, однозначно вписываются в нравственные нормы./ Татьяна ЯКОВЛЕВА/Газета «Навигатор» - Они сохраняли мирные жизни, № 7 от 22.02.2013/
Колоколов сакральный стон...
Вины державной перезвон...
За всю Великую страну...
С поклонной скорбью я молю...
За недоумков... подлецов...
Честь потерявших... и отцов,
Не вразумивших сыновей...
За слёзы наших матерей!..
Белый цвет…
Чёрный цвет…
ОН!!! в газетах…
Не ШУТКА!!!
ВЕХА!!! Это не ТОСТ!!!
И не «п-р-а-з-д-н-а-я Д-У-Д-К-А»…
У неё!!! КОРНИ есть…
И с-е-р-ь-ё-з-н-а-я КРОНА!!!
И К-Р-Е-С-Т-Ы…
И С-Е-Р-Д-Ц-А…
Поминального стона…
Что такое ВОЙНА?..
Глупость мерзкого АДА!!!
В ней нет здравых ростков…
Только горечь… ОБМАНА…
И хлестает потом…
Совесть ДУШУ ЖИВОГО!!!
Почему?.. и зачем?..
Пуля хлопнула «ГРОБОМ»…
Только ЭТО… не значит…
Что можно… т-а-к… п-р-о-с-т-о…
Говорить… ч-т-о «Н-А-Р-К-О-Т-И-К»!!!
«Оправдан»… П-О-Г-О-С-Т-О-М…
Что в «преступной войне»…
Был всенравственный СМЫСЛ…
За убитых… скажу…
Дурность!!! Миссий!!!
Не высит!!!
Как много горьких слёз!..
Я песнями утешил...
Лаская и лелея...
Сердечные цветы...
Чтоб люди знали скорбь!..
Раз бог нам жизнь отмерил...
Но только чтобы горе...
Не рвало на куски...
Отмеренная жизнь!..
Безмерное богатство!..
Коль ярко возгоришь!..
Проявит лик молва!..
И память!.. И любовь!..
И истинное братство!..
И вечное признанье!..
Гранитная строка...
© MUZGAZETANOVOSIBIRSK
© derjavaklub
© informspecnaz
© MUZJURNALSOVREMENNIK