Ольга Поддубная: «Хочу расписать весь мир»
Ольга Поддубная: «Хочу расписать весь мир»
Мастера из Академгородка Ольгу ПОДДУБНУЮ хорошо знают поклонники народной росписи. Ее работы путешествуют по выставкам, хранятся в российских и зарубежных частных коллекциях, а фотографии можно увидеть в энциклопедии «Русская роспись» Наины Величко. В городском музее «Сибирский дом сказки» есть светелка, в которой Ольга Минаевна расписала всю мебель – стулья, лавки, полки, кухонную утварь.
Ее квартира тоже не совсем обычная, напоминает волшебный ларец с секретом, как шутят друзья и родные. Здесь собрано множество диковинных вещей: расписные сувениры, наперстки, тарелки, яркие лоскутные панно, узорчатые шторы, которые она тоже сама сшила, резная мебель. Даже туфли домашние – и те расписаны. Уютный сказочный мир располагает к душевному неторопливому общению о главном – живительной силе русской росписи, новых задумках и творениях художницы.
Запах дерева лучше французских духов
Выросла Ольга в Академгородке. Родители Антонина Григорьевна и Минай Игнатьевич Сусловы работали в Институте ядерной физики с самого первого дня его образования.
Отец и дед очень любили столярничать, а маленькая Оля с интересом наблюдала за их работой.
– Жил тогда мой дед в частном доме, в сенях у него стоял верстак. С его помощью дедушка делал мебель. Помню, как из-под рубанка вылетали золотые локоны древесной стружки, – рассказывает художница. – Отец тоже прекрасный мастер, в нашем дачном домике многие вещи были сделаны его руками. Помню, как наслаждалась запахом древесины. Разве французские духи могут с ним сравниться? Может, и карандаш в руки взяла, потому что он – деревянный.
Рисовать начала в школе, с альбомом не расставалась. Особенно нравилось девочке колдовать над мелкими замысловатыми орнаментами. Потом поступила в торговое училище в группу декораторов. Закончив его, работала художником-оформителем. Дальше педуниверситет, факультет народно-художественного творчества. Во время учебы Ольга Поддубная начала серьезно заниматься традиционной русской росписью.
Особая любовь
Первая работа художницы – мезенские узоры на разделочной доске – вошла в учебное пособие «Мастерская мезенской росписи», которую в 2008 году выпустила преподаватель педагогического университета Галина Костина.
– Но особая любовь у меня к северо-двинской росписи – пермогорской и борецкой, – говорит Ольга Поддубная. – Центры промысла находятся в Архангельской области. В этих краях мало солнца, много снега. Людям хотелось видеть в избах что-то яркое и красивое, поэтому расписывали прялки, детские игрушки, ведра, посуду. Нельзя не восхищаться торжественностью, праздничностью, я бы даже сказала свадебностью этих узоров. Особое настроение создают красные с золотым крины (цветы с проклюнувшимися сердцевинками), зеленые листья на белоснежном фоне. Моя первая работа в северо-двинском стиле – небольшая тарелка с пермогорской росписью: женщина держит на коленях ребенка, наклонив голову к его золотым кудряшкам, на другом стуле – мужчина, он протягивает малышу яблоко. А над ними парит золотая птица.
Надпись «Счастье тому, кто в этом дому» превращает красивый сувенир в семейный оберег. Потому и висит тарелка столько лет на кухне у художницы, напоминает гостям и хозяевам о простом человеческом счастье.
Пишет Ольга Минаевна в основном колонковыми кистями, краски использует акриловые, масляные, по стеклу, коже, ткани. Работа кропотливая, требует не только таланта, но времени и сосредоточенности. Особенно графические росписи: когда рисунок нужно обвести тончайшей черной линией.
За росписью мебели – будущее
Идея расписывать мебель появилась у Ольги и ее мужа в начале 90-х годов. По профессии Поддубный был машинистом-железнодорожником, а по призванию – столяром-краснодеревщиком.
– В нашей квартире почти все сделано его руками, работа с деревом была для него настоящим священнодейством. Кроме мебели для дома, он мастерил разделочные доски, табуреты, другие предметы домашнего обихода, которые я потом расписывала. Сдавала работы в первый в Новосибирске магазин русских сувениров – «Азиатский вернисаж». Раскупали их в основном иностранцы,– вспоминает Ольга Минаевна. – А потом мы решили, что пора делать мебель с росписью не только для себя, но и для других.
С вдохновением проблем не было. Деревянные вещи – они живые, а старые или новые – неважно. Главное – уметь с ними разговаривать.
– Именно так я расписала кухонный шкаф в квартире моей сестры в Казахстане. Выбрала любимую пермогорскую роспись: на белом фоне три цвета – красный, желтый, зеленый, – смеется Ольга Минаевна. – Шкаф получился очень красивым и задал стиль всей кухне. У русской росписи есть уникальное свойство: чем больше на нее смотришь, тем больше она нравится. Когда участвую в ярмарках и фестивалях, замечаю, как люди подходят и подолгу разглядывают работы. Есть настоящие ценители. Коллекционеры приходят на каждую ярмарку, интересуются новыми изделиями, покупают их.
Сама художница коллекционирует наперстки из разных стран и материалов. Есть среди них и деревянные с авторской росписью. Коллекция выставлялась в Краеведческом музее, Доме ученых, Музее бересты.
В каталоге мастеров Новосибирской области «Северное сияние» у Поддубной есть своя страница, поэтому те, кто заинтересовался творчеством художницы, сами находят ее, приносят дорогую для них вещь и просят расписать.
– Одна кружевница, которая плетет вологодское кружево, заказала мне 12 коклюшек в разных росписях, в качестве оберега, – рассказывает Ольга Минаевна. – Был случай, когда супруги решили собрать гостей на юбилейное торжество за столом, расписанном под хохлому. Довольно часто обращаются музыканты-народники, просят расписать им инструменты. А мамы и папы приносят деревянных лошадок и люльки-качалки для кукол – хотят украсить игрушки своих детей.
Но самые большие поклонники творчества мастерицы – дочь Анна с мужем, семилетний внук, мама. Анна тоже владеет техникой народной росписи. Два года назад Ольга Минаевна похоронила любимого мужа, он как никто понимал ее и поддерживал во всех творческих начинаниях.
– Жизни без любимого дела не представляю. Те дни, когда не удается поработать, считаю потерянными. Хотела бы расписать все деревянные предметы в каждой квартире, – улыбается Поддубная. – Но, к сожалению, такой возможности у меня нет. Уверена, что за расписной мебелью будущее. Ведь это так красиво! К тому же народная роспись – волшебная: душу питает, сил придает, друг с другом ладить помогает.
Анна СЫЗРАНОВА, фото автора
Комментарии