Ольга МАСЛОБОЕВА: «Экспедиции учат терпению»
Ольга МАСЛОБОЕВА: «Экспедиции учат терпению»
Ольга Евгеньевна – заслуженный путешественник России, многократный чемпион СФО по спортивным походам. Участница многолетнего проекта «Экстремальными дорогами планеты на велосипеде» проехала Восточный Тибет, Южную Америку, Центральную Азию, Новую Зеландию.
– Чем отличается путешественник от туриста?
– Путешественник хочет посмотреть мир во всём его разнообразии. А активный турист ставит перед собой задачу преодолеть себя, понять, чего он стоит. Пляжные туристы – это простые отдыхающие. Мне же интересно побывать в труднодоступных местах планеты, познакомиться с бытом и культурой экзотических стран.
– Много ли в Академгородке таких активных туристов-путешественников?
– Немало. Имена Анатолия Кулика и Владимира Лысенко хорошо известны далеко за пределами Новосибирска. В НГУ очень сильная секция горного туризма, ею руководит Владимир Юдин – мастер спорта международного класса. Его подопечные не раз становились чемпионами страны по спортивному туризму! Ну, а опыт сложных походов можно применить везде: и на велобайке, и под парусом, и вообще пуститься в «кругосветку».
– Принято считать, что женщина – хранительница очага, а вас манит на края земли…
– Да, жива во мне охота к перемене мест (смеётся). Все советские люди смотрели телепередачу Юрия Сенкевича «Клуб кинопутешественников». Она-то и пробудила страстное желание увидеть мир. В школе №25 записалась в секцию спортивного ориентирования к Владимиру Максимовичу Авраменко. Потом была секция горного туризма в НЭТИ, стала водить группы по самостоятельно разработанным маршрутам.
Семья и туризм – не взаимоисключающие понятия. Самореализация возможна в разных направлениях: я и мама, и хозяйка, и путешественница. С маленькими детьми мы ходили по Тянь-Шаню, Алтаю, Саянам – приучали их к преодолению трудностей. В 1998 году организовали детский велопробег по Чехии под названием «За страницами учебника истории». Своими глазами увидеть пещеры, леса, серебряные рудники, замки, соединить географию с историей – это же прекрасно! Пять лет спустя отправились в велопутешествие по Скандинавии – ребята узнали, как живут их сверстники-студенты в Финляндии и Швеции.
– Помогает в экспедиции профессия программиста?
– После окончания вуза распределилась в родной Академгородок. И в КТИ ВТ занималась редактированием карт. А что за турист без карты! Продумывание маршрута – одно из главных звеньев подготовки к походу. Маршрут – тоже сплошная аналитика. Турист – это и трезвый ум, и структурное мышление, и умение найти выход из непростой ситуации. Чем больше опыта, тем спокойнее принимаешь решения в момент опасности.
– Самые сильные ощущения – предвкушение поездки или её финал?
– Ночь перед стартом неописуема. Если что-то забыл или не успел сделать, завтра будет поздно. И поездка окажется под угрозой срыва. По дороге домой анализирую, что получилось, что нет. Дневника в путешествии не веду: для статей и отчётов мысленно погружаюсь в тот день, который описываю.
К примеру, в Пакистане поразила суровая красота гор. В труднодоступных ущельях живёт множество народностей, у каждой свой язык. Но мне казалось, я всех понимаю на каком-то энергетическом уровне.
Вообще изъясниться с местными жителями – не проблема. Помню, в Тибете мы зашли на кухню придорожной забегаловки и просто показали, из чего нам надо приготовить поесть. Перед поездкой по Патагонии специально учила испанский. Сказать пару фраз людям на их языке – значит сразу расположить к себе.
– Что самое трудное в велопоездке?
– Условия, конечно, спартанские. Спим в 20-градусный мороз. Днём – пыль, жара, нередки камнепады. Не хочешь повстречаться со скорпионами – застёгивай палатку, не нравятся комары и слепни – крути педали сильнее (смеётся)!
Главное качество туриста – выносливость. Экспедиции учат терпеть. И в результате ты расширяешь границы собственных возможностей. Помню, как-то ужасно разболелась коленка – ничего, поплакала и снова в седло. В походе ты можешь рассчитывать только на самого себя – такова жизнь.
В длительных экспедициях выходит на первый план вопрос психологической совместимости. Каждый должен уметь своё «я» запрятывать поглубже. В 2004 году наша группа провела пять недель в Тибете. На высоте труднее сдерживать негатив. Но мы не надоели друг другу, не разругались. И с тех пор путешествуем одной командой.
– Где турист, там и гитара у костра…
– Это обязательно! Пою под гитару Визбора, Ланцберга – песни своей молодости, со временем они наполняются новым смыслом. Периодически выезжаю на фестивали авторской песни: на наш «Ак-Бард» или в алтайскую Повалиху... Помню, протащили свою гитару через всю Патагонию, а в базовом лагере на Аконкагуа аргентинцы выстраивались в очередь, чтобы помузицировать…
Музыка занимает большое место в моей жизни. Окончила ДМШ №10 по классу скрипки. До сих пор играю в ансамбле скрипачей, гастролировали в Австрии, Чехии, Италии... Постоянно хожу в наш оперный театр, где мой сын – солист оркестра, тромбонист. Невестка – скрипачка и концертмейстер в Театре музкомедии.
– Подсчитали, сколько стран повидали?
– Не гонюсь за количеством. К примеру, в США можно ездить много раз, там есть что посмотреть. На сегодняшний день объехала два десятка стран, не меньше. Но, к примеру, ни разу не была в Египте, Турции, Таиланде. Очень хочется посетить Африку – Намибию, ЮАР.
Одно из самых ярких впечатлений – Антарктида. В составе российской делегации посчастливилось посетить полярную станцию имени Беллинсгаузена. Было лето, так что не мёрзли: днём там лёгкий плюс, ночью – лёгкий минус. Насмотрелись на пингвинов, тюленей, котиков…
Вообще велотуризм сопряжён с опасностью. В Патагонии приходилось продираться через лес. А Каракорумское шоссе, связывающее Китай и Пакистан, проложено сквозь узкое ущелье, камни на дорогу валятся постоянно – тот ещё экстрим! Об этой поездке сняла фильм «Неизведанный Каракорум». К слову, эта работа победила на московском кинофестивале «Золотой компас».
– Как в труднодоступных районах реагируют на фразу: «Мы из России»?
– Любопытно, что не везде знают, где находится наша страна! Хотя, казалось бы, географию преподают в каждой школе (улыбается). Доводилось слышать и возгласы одобрения: «О, Путин-Путин!» Бросилось в глаза, что в Чили очень много «Жигулей» четвёртой модели – как в 80-е их привезли, так до сих пор и бегают. Мы словно прикоснулись к эпохе СССР. Чилийцы вообще похожи на нас: такие же весёлые, безалаберные, открытые.
В целом заметили, что повсюду русским рады, нас везде хорошо принимали.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото предоставлено О. Маслобоевой
Комментарии