Об этом лучше знать
Об этом лучше знать
Об этом лучше знать
Родители часто обращаются к психологу по настоятельнойрекомендации учителя: «Ученик не справляется с программой, нарушает дисциплину,проявляет агрессию в адрес сверстников». И это звучит как приговор.
Восьмилетний опыт обследования таких детей чаще всеговыявляет признаки малых мозговых дисфункций (ММД). Это понятие введеноотносительно недавно, в 1971 г., в Национальном институте неврологическихзаболеваний и слепоты в США. Включает проявления астении (слабости) мозга,повышенной умственной истощаемости. ММД проявляется также дефицитом внимания,недостаточной волевой регуляцией поведения, часто низкими показателями памяти.Каждый взрослый переживал отключение сознания при переутомлении. В норме этобывает продолжительностью от нескольких секунд до 1-2 минут. У ребенка с ММДтакие «отключения» могут быть до 10-15 минут.
Группа психологов в одном из районов Новосибирскапровела исследование наличия ММД у школьников 1-х и 5-х классов. Оказалось, чтоиз 548 учащихся 1-х классов 18,8% проявляли признаки наличия ММД. Процент пошколам варьировался от 16 до 41. Из 596 учащихся 5-х классов процент составил11,4. В большинстве случаев дети с признаками ММД имели либо низкие учебныерезультаты, либо попадали в число нарушителей дисциплины, либо и то и другое.
Однако при индивидуальном подходе к школьнику состороны его родителей и педагогов возможно компенсировать эти нарушения. Такиедети могут быть очень успешными в той деятельности, которая вызывает у нихповышенный интерес. Часто это творческая немонотонная деятельность. Следуетразвивать восприятие, мышление и воображение школьника. Лучше, если такойребенок пойдет в 1-й класс с восьми лет, тогда к 3 классу у большинстваотмечается нормализация работы мозга. Группа продленного дня в данном случае противопоказана.Ребенок нуждается в дневном сне и относительном одиночестве. Родителямнеобходимо помогать ученику при выполнении домашнего задания, восстанавливатьпробелы в знаниях при «отключении» ребенка на уроке. Выполняя задание, школьникчасто отвлекается, и взрослому приходится возвращать его к занятиям, сохраняяспокойствие. На резкость родителя сознание ребенка отключается, а взрослыйпринимает это за упрямство. При переутомлении в рассуждениях ребенка появляютсяповторы, тогда следует прервать занятие, так как он не сможет вспомнить ужеусвоенный, казалось, навык.
Родителям детей с ММД рекомендуется следующая тактикавоспитательных мер:
- всвоих отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели. Хвалите его вкаждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможетукрепить уверенность ребенка в собственных силах;
- избегайтеповторения слов «нет» и «нельзя»;
- говоритесдержанно, спокойно и мягко;
- давайтеребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог егозавершить.
- дляподкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
- поощряйтеребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания;
- поддерживайтедома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнение домашних заданий исна должно соответствовать этому распорядку;
- передвыполнением домашнего задания избегайте, по возможности, скопления людей.Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенкачрезвычайно стимулирующее воздействие;
- вовремя игр ограничивайте ребенка одним партнером, избегайте шумных беспокойныхкомпаний;
- оберегайтеребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля инарастанию гиперактивности;
- давайтеребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневнаяфизическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, спортивныемероприятия.
С. Вебер,
психологический центр «Меридиан А»
Комментарии