О первоклассниках
О первоклассниках
Первое сентября для первоклассника – это не только красивый праздник, но и серьезный рубеж, отделяющий дошкольное детство от школьных будней. Насколько легко ребенок сможет совершить этот переход, зависит, в том числе, и от родителей.
Что меняется в жизни ребенка с переходом из сада в школу? Во-первых, отношение к нему: это уже не малыш-дошкольник, а вполне взрослый, пусть и не совсем самостоятельный человек. Во-вторых, режим дня ребенка. Значительная часть времени теперь посвящена учебе, а не играм и отдыху. Возрастает статичная нагрузка (на уроке, в процессе выполнения домашних заданий предполагается минимум подвижности). В-третьих, меняется наполненность деятельности ребенка. Хотя содержание обучающих курсов в первом классе и в подготовительной группе детского сада во многом совпадают, первое полугодие в школе для многих детей оказывается наиболее трудным. Малыши приобретают знания большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме. В процессе же школьного обучения детям необходимо осознавать учебную задачу. Можно сказать, что поступление в школу – это шаг к принятию ответственности за происходящее, за свою жизнь в целом.
Первый класс – это период адаптации к школьному обучению. Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление к условиям среды. Успешность адаптации ребенка к школе тесно связана с тем, насколько он вообще готов к обучению: физически, эмоционально, интеллектуально и социально. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостаточность любого аспекта сказывается на успешности обучения, состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
Даже если ребенок прекрасно готов к школе, помощь родителей в процессе адаптации лишней не будет. Теплые, доверительные отношения важны при решении задач, которые встают перед семьей по мере взросления ребенка.
Как родители могут помочь ребенку адаптироваться к школе?
Первое, что необходимо сделать, – определить, что именно изменится в отношениях, в домашнем укладе с началом школьного обучения, как эти изменения скажутся на требованиях, которые семья предъявляет ребенку. Желательно всем взрослым, вовлеченным в воспитание первоклассника, договориться о единстве требований к нему. Ребенку сейчас особенно тяжело распылять силы на попытки соответствовать несогласованным воспитательным системам.
Очень важен для первоклассника режим дня. Стабильность в этом вопросе для семилетки важна не менее чем для трехлетки. Хорошо, если в ежедневной череде дел найдется час-полтора для того, чтобы поспать или хотя бы просто полежать и отдохнуть.
При написании статьи использовались материалы книги «Образование периода детства: цели, ценности, содержание и технологии» под редакцией Г. Коротаевой, И. Иофиной, Н. Остапчук.
А. Бердникова, психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии