О детсадовских ровесниках
О детсадовских ровесниках
Дочке почти три года. В садик пошли с года и 10 месяцев. Правда, три дня ходим – три недели болеем.
Дочь сразу попала в группу не по возрасту, а старше. Но посещает её с удовольствием: утром даже, бывает, на прощанье не помашет, вечером – «Я ещё поиграю». Нам предлагают здесь остаться, а не переводиться в более младшую группу, которая только набирается – пока адаптация, то да сё.
Не знаю, что делать. Переживаю, что доча может не усвоить программу.
Сложно дать однозначные рекомендации.
Важно учитывать разницу в возрасте вашей дочки и большей части группы. Если это несколько месяцев, возможно, не стоит беспокоиться, ребёнок догонит и пойдёт в ногу с другими. Однако разница в полтора-два года может оказаться уже непреодолимой. И девочка рискует остаться в позиции малышки всё своё садовское время.
Задача дошкольного возраста (3-7 лет) – научиться строить коммуникацию со сверстниками. Дети более младшего возраста вызывают покровительственное отношение тем, что так мало умеют и слушаются. Они включаются в игры старшего, соглашаются с ним, потому что сами такого пока придумать не могут. Дети более старшего возраста уступят, не будут спорить, «связываться» с малышкой. Именно поэтому так важны в коммуникации и совместной социализации ровесники – они такие же центры вселенной, они не уступят, с ними нужно уметь договариваться, проявлять эмпатию и гибкость.
Дело ведь не только и не столько в усвоении программы. Ребёнок в этом возрасте учится строить отношения со сверстниками. Оказавшись с детьми в полтора-два раза старше в одной группе, девочка может не освоить эту задачу: многое зависит от взаимодействия внутри детского коллектива, как этим процессом управляет воспитатель.
Ещё один момент, на который стоит обратить внимание: когда эта группа достигнет подготовительного возраста, девочка пойдёт в школу раньше? Или останется в саду и попадёт в более младшую группу, в которую можно перевестись сейчас? Девочка самая маленькая в группе? Или есть ещё её ровесники? Будут ли они переводиться в младшую группу или останутся в этой? Как вашу дочь воспринимают более старшие одногруппники? Есть ли возможность понаблюдать за их взаимодействием? Это игра на равных? Или дети относятся к девочке как к малышке?
Для принятия окончательного решения по поводу перевода важно ответить на эти вопросы. Они позволят составить представление о значимых аспектах пребывания дочери в более старшей группе. А затем возьмите лист бумаги и попробуйте выделить плюсы и минусы того, чтобы остаться:
1) девочка привыкла к воспитателям;
2) у неё появились приятели;
3) ей нравится её кроватка в спальне группы и т.д.
Переходим к минусам:
1) могут быть сложности в усвоении программы;
2) все сверстники перейдут в младшую группу;
3) старшие дети часто не принимают её в свои игры, мотивируя тем, что она не справится со сложными правилами, и т.д.
Когда напишете полные списки, посмотрите, какой получился более весомым. Более того, можно сопоставить за и против того, чтобы уйти в другую группу, по той же схеме. Тогда картинка для сравнения получится объёмной, соответственно, более надёжной.
Вопросы социализации маленького ребёнка в детском саду имеют приоритет перед освоением академической программы. На учебных задачах он сосредоточится чуть позже. Сейчас главное – помочь девочке научиться взаимодействовать. При выборе руководствуйтесь интересами дочки.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Фото с сайта праздник-рзн.рф
Комментарии