Невозможно сыграть грамотность...
Невозможно сыграть грамотность...
Как сообщал «Навигатор», 23 апреля прошла акция по добровольной проверке грамотности – Тотальный диктант. В ней приняли участие люди разного возраста, самому младшему из которых 8 лет, самому старшему – 84.
Из 4770 человек, писавших диктант в 12 городах России и в Массачусетском Технологическом Институте в Бостоне, оценку «отлично» получили 66 человек (в Новосибирске – 47), это около 1,3%. На «хорошо» написали 11,6%, на «удовлетворительно» – 25,5%, «двойки» – у 61,6% участников (результаты, критерии оценок и комментарии к тексту опубликованы на официальном сайте проекта www.totaldict.ru). Год назад, для сравнения, на диктант пришли 2396 человек, из них 20 получили «пятерки» (около 0,7%), 570 – «четверки», более тысячи – «двойки».
– Диктант в этом году был довольно труден, в нем много «скользких мест» и в отношении орфографии, и в отношении пунктуации. Встречались и неожиданные ошибки: например, написание названия «Московский университет» со строчной буквы, – заметила глава экспертной комиссии, д.ф.н, завкафедрой общего и русского языкознания НГУ Наталья Кошкарева.
Положительная оценка на Тотальном диктанте – объективный показатель уровня грамотности для потенциальных работодателей. Например, для телекоммуникационного оператора МТС это плюс кандидату при приеме на работу.
Если вы написали диктант, опубликованный в прошлом номере газеты, проверьте себя. Текст Д. Быкова предоставила кафедра общего и русского языкознания НГУ.
Орфография как закон природы
Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, – ставь тире». Не зря его так и называют – «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?
Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.
Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.
У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.
Р.S. «Отлично» на Тотальном диктанте получила и литредактор «Навигатора» Татьяна Осипова. Поздравляем!
Комментарии