Нешуточные вопросы об играх и игрушках
Нешуточные вопросы об играх и игрушках
Нешуточные вопросы об играх и игрушках
Я слышала о маме, которая играет с ребенком по часам: с часу до полвторого каждый день (например). Я знаю мам, которые покупают только развивающие игрушки, книги и с полугода водят детей в специальные студии раннего развития. На Интернет-форуме «Задай вопрос детскому психологу» (на одном из сайтов семейной тематики) читаю одинаковое начало писем: «Здравствуйте, уважаемый психолог! Моему ребенку два года. Он/она уже умеет считать, знает все буквы (и т.д.) – вот такой развитый малыш!»
В результате я сама, будучи мамой, задумалась: что значит слово «развивающий»? Чем развивающая игрушка/игра отличается от обычной? Что будет с малышами, которые не вовлечены в развивающую деятельность?
И далее: какая игрушка является «хорошей», полезной, какая – «плохой», вредной? Позволять ли ребенку самому выбирать себе занятие или же направлять его, предлагая самое лучшее? И сколько должно их быть, занятий и игрушек?
Ответы на эти вопросы постепенно оформились в ряд готовых утверждений, которые не пришлось долго искать – достаточно было внимательно послушать, что говорят на детской площадке, в садике, на форумах:
- «Развивающая» игрушка та, которая позволит ребенку стать уникальным, опережающим сверстников, с высоким IQ (коэффициент интеллектуального развития) и выраженными способностями. Если кубики призваны научить малыша «читать раньше, чем ходить» – это развивающие кубики. Если раскраску предлагается не просто раскрасить, а еще что-нибудь из нее вырезать и вырезанное в нее же наклеить – это развивающая раскраска. Если в конце книжки «Колобок» вы найдете вопросы по содержанию прочитанного – это, без сомнения, развивающая книжка.
- Ребенка следует направлять в игровой деятельности, до известного предела контролировать ее, делать обучающей. Причем обучающей эффективно и полезным вещам (английскому языку, например).
- Ребенок должен играть с тем, что взрослый определил ему в качестве игрушки. И желательно так, как полагается играть с данной игрушкой: погремушкой – греметь, из конструктора – конструировать, кукол – одевать-раздевать-кормить-баюкать, красками рисовать при помощи кисточки, а пластилин резать специальным ножиком.
И наконец:
- Мальчики должны играть с машинками, девочки – с куклами.
- Как мальчика, так и девочку лучше не брать с собой в магазин игрушек, потому что он/она захочет все и сразу.
Эти утверждения совсем не похожи на то, что вы хотели бы знать о детских игрушках, не правда ли? Честно говоря, больше всего они напоминают собрание житейской мудрости из «Алисы в Стране чудес», где после осушения склянки с ядом «рано или поздно почувствуешь легкое недомогание». Другими словами – меня как маму не покидает чувство абсурда под покровом здравого смысла. Поэтому я обратилась с этими вопросами к психологу и в результате беседы получила для себя примерно такие ответы:
– Нужны ли ребенку развивающие игрушки?
– Строго говоря – нет. Потому что любая игрушка, любая игровая деятельность (тем более в коллективе) – развивающая по сути. Если вы настроены покупать только то, на чем стоит ярлык «развивающий», то есть то, что сделает вашего ребенка исключительным, задайте себе простой вопрос: ЗАЧЕМ? «Зачем это мне?» – более-менее понятно: каждый родитель хочет видеть своего ребенка исключительным, успешным, хочет обеспечить ему будущее. Интеллектуальное развитие (чаще всего речь идет только о нем) выступает, с точки зрения родителей, некой «соломкой», которую необходимо подстелить для получения гарантированно светлого будущего. Но вопрос «зачем это все ребенку?» остается чаще всего без ответа. Потому что в свои 2-3 года ребенок и думать не думает о будущем, он живет исключительно в настоящем. И делать ему хочется то, что хочется: прыгать по дивану, рисовать прямо в книжке, а из кубиков со слогами и буквами строить банальные домики. Если он и относится к этим кубикам осмысленно, то делает это не из побуждений к саморазвитию. Таким образом, если говорить о цели развивающих игр и игрушек, складывается впечатление, что развитие нужно не детям, а родителям. Причем в качестве страховки от сложностей в дальнейшей взрослой жизни.
– Должны ли родители как можно больше играть с ребенком и контролировать его игру?
– Вообще говоря, роль взрослых в игровом процессе не сводится к роли участников или надзирателей. Скорее, это роль организатора, присутствующего около, но не внутри процесса. Особенно это касается того возраста, когда дети переходят от одиночной игре – к коллективной: в этом случае взрослый чаще всего является помехой. Расслабьтесь и не мучьте себя напрасным чувством вины (если оно у вас есть): ребенку необходима создаваемая вами атмосфера безопасности и комфорта, а вовсе не ваше участие в игре. Он прекрасно играет сам или со сверстниками – конечно, если мама рядом и мир прочно стоит на ногах.
– Сколько должно быть игрушек? Если слишком мало – не обделю ли я малыша чем-нибудь? Если слишком много – не избалую ли его?
– На эти вопросы, скорее всего, не существует универсальных ответов. Много или мало – зависит от потребностей ребенка и традиций в конкретной семье. Так, моя бабушка по маминой линии говорила, что кукла должна быть одна – этого вполне достаточно, тогда как бабушка по папиной линии считала, что кукол должно быть «чем больше, тем лучше». Мне было достаточно трех.
Спросите своего ребенка: он точно скажет вам, сколько игрушек ему нужно для счастья. Не бойтесь услышать запредельную цифру – ее наверняка не будет.
– У мальчиков должны быть свои игрушки, у девочек – свои?
– Поистине живучий предрассудок. Дело, однако, в том, что в личности каждого человека присутствует как «женское», так и «мужское» начало. Отрицание одной из этих составляющих ведет к искаженным моделям поведения: мужчины, как будто страшась потерять свою мужественность, бегут от всего «немужского» (будь то домашняя работа или проявление нежности); женщины – как будто призваны все время доказывать свою женственность: никаких тяжелых сумок и вбивания гвоздей, образец поведения – блондинка из анекдотов. Согласитесь, такая перспектива сильно ограничивает вашего ребенка.
– Вопрос заключительный – во что же все-таки должны играть дети? Чем должна быть игра, если не получением полезных навыков?
– Играть во что угодно и как угодно, если это не представляет угрозу для здоровья. Любой ребенок знает, что самые интересные игрушки находятся в кухонном шкафу, на полке с обувью, в ванной комнате – то есть там, где ему, по нашему мнению, «делать нечего». Но, может быть, мы не совсем верно понимаем слова «игра» и «развитие», слишком стремимся направить их к н у ж н о й н а м цели? А игра – это всегда в радость и добровольно, так же как развитие – это познание мира, его полезных и бесполезных качеств, которые вполне можно постигнуть и в кухонном шкафу.
Материал для статьи подготовлен при содействии школы «Современные родители» и сайта sibmama.ru.
Евгения ЛУНДИНА.
Комментарии
Хорошая статья. Долой предрассудки. Слушайте своего ребенка и слушайте себя
Спасибо, интересные рассуждения.