Недоступная среда
Недоступная среда
В СМИ появляется много материалов о доступной среде. Как инвалид второй группы по зрению хочу высказать некоторые свои соображения на эту тему. Давно копилось – всю жизнь.
Создаётся впечатление, что доступностью среды для людей с ограничениями по здоровью в основном занимаются те, кто весьма приблизительно представляют себе проблему. Конечно, спасибо за энтузиазм – есть некоторые подвижки благодаря этим благородным порывам! Но всё же им, здоровым, трудно, зачастую невозможно понять истинные потребности инвалидов.
В первую очередь буду говорить о слабовидящих и незрячих, что мне наиболее близко. Огромная помеха для нас – дороги. И не автомобильные, там худо-бедно власти управляются. Речь о тротуарах. По ним нельзя уверенно ходить. Смело ступаешь, различая вроде как тени от ветвей деревьев, а это, оказывается, сеть трещин на асфальте, а то и совсем разбитое покрытие. Оступившись, начинаешь обходить настоящие тени. Со стороны выглядит, наверное, странно.
Ужасны обкрошившиеся ступени на лестницах – их кое-где округлившиеся края опасны. Поневоле знаю наизусть число и «качество» ступенек на спусках и подъёмах пешеходных дорожек Академгородка. Про чистку снега уже не говорю. Хотя тут, надо отдать справедливость, в нынешнем году заметны подвижки, уборка была организована лучше. А вот тротуары, похоже, тема безнадёжная. Так что надо просто помнить все опасные места и душить эмоции, если споткнулся.
Всё понимаю, с бюджетом сложности. Но есть и вполне реализуемые мелочи. Пример. В здании администрации нашего района таблички висят на высоте метра два от пола, надписей не разобрать. Приходится обращаться к людям. Спасибо, чаще помогают без лишних комментариев. Хотя иногда нарываешься на грубость: «Тут всё написано, неграмотная что ли?» Много в молодости наслушалась фраз типа «Слепая – так очки надень!» К счастью, в последние годы такая реакция стала исключительно редкой. Но на фоне старых обид вызывают сожаление и обычные для здоровых людей ответы. Когда у кого-то из сотрудников администрации спросила, почему таблички с номерами кабинетов и названиями отделов так высоко, а буквы мелкие, мне ответили: таков замысел дизайнеров. Что тут скажешь?!
Вспоминаю, как очень давно, в 1978 году, я оказалась в Киеве. Была несказанно удивлена, когда во всех магазинах увидела ценники, написанные чёрным фломастером печатными буквами! А у нас по сей день их, бывает, пишут шариковой ручкой и каким попало почерком.
Отдельная тема – таблички с номерами автобусов. В Киеве ещё в те годы их крепили и на лобовом стекле, и сбоку – это удобнее, можно подойти ближе и рассмотреть. Табличка с номером и названиями остановок на белом фоне чёткими чёрными буквами – не роскошь, а необходимость.
Поясню один момент, который трудно понять зрячим. При плохом зрении важен не размер букв, а толщина и контрастность. Причём бело-чёрное сочетание оптимальное, чего не скажешь о бело-красном. Как-то одна продавщица искренне не понимала, почему я не вижу цену товара, написанную на метровом листе. Цифру старательно вывели шариковой ручкой во всю площадь бумаги. А человек со зрением 5% с трёх метров видел белый лист, и всё!
А вот замечание не по моему «профилю» – по поводу пандусов для колясочников. Иногда их делают под таким немыслимым углом, что пользоваться опасно или невозможно. И так люди в колясках не часты на улицах, а тут такая «забота».
И всё-таки в последние годы было чему порадоваться. Народ стал заметно доброжелательнее и внимательнее к инвалидам. Подарком слабовидящим стали жёлтые сигнальные полосы в метро. Облегчают переход улиц светодиодные светофоры, кое-где ещё и со звуковыми сигналами. И очень хорошо, что даже в солнечный день машины едут теперь с включёнными фарами. Только бы водители не забывали про это правило.
Ирина ФЕДОСЕЕВА, 68 лет
Комментарии