Не стареет душой ветеран
Не стареет душой ветеран
Уходят в прошлое залпы победного салюта 1945 года, и всё меньше остаётся тех, кто в смертельных сражениях и тяжелейшей работой в тылу добыл для нас мир. Каждая встреча с живым участником тех событий – бесценный урок истории и любви к Родине.
Первые тяготы Аркадий Захарович Бахарев испытал ещё в раннем детстве, когда его трудолюбивую крестьянскую семью объявили кулаками и выслали на реку Шигарку.
– Кроме меня, в семье росли ещё брат и сестра. В середине двадцатых годов у нас был хороший дом, девять дойных коров, не меньше пяти лошадей, поросята, куры, гуси. Справляться самим с таким хозяйством и воспитанием маленьких детей родителям было тяжело, поэтому в доме жил работник, а на дойку приглашались подёнщицы. Именно за использование рабочей силы отца раскулачили и выслали в Томскую область. Будучи детьми, мы не могли понять, за что наказывать человека, который трудится сам и даёт такую возможность другим. Работников в доме не обижали, а с тем, кто жил у нас постоянно, отец дружил до самой смерти, – вспоминает ветеран.
Едва появилась возможность уехать, семья переселилась в старый Бердск. Аркадий окончил семилетку и в 1940 году поступил в Новосибирское ремесленное училище №1.
– Отучился всего год. Сразу после начала войны с запада стали приходить эшелоны с людьми и станками – так эвакуировались крупные производственные предприятия. В Бердске были размещены несколько заводов из Харькова и Бердянска, на одном из них я до восемнадцати лет проработал токарем и автослесарем, – продолжает свой рассказ Аркадий Захарович. – В 1943 году меня мобилизовали. После учебки в Канске перевели в отдельный запасной полк связи шофёром-электромехаником радиостанции. А осенью 1944-го отправили в Киев. Шли наступательные бои, вместе с армией мы продолжали движение на запад. Помню, нас перевели в небольшое село Куровицы в Западной Украине и расселили у хозяев по десять человек. Изба небольшая, духотища страшная. Я решил, что разумнее ночевать в своей машине. Это и спасло меня от бандеровцев, с которыми хозяин был в хороших отношениях.
Позже в составе корректировочно-разведывательной эскадрильи Аркадия Захаровича перевели в Бердичев на полевой учебный аэродром. Здесь он с сослуживцами обеспечивал работу радиостанции. Удивительно, как люди справлялись там, где не выдерживала техника. Навсегда врезался в память ветерана миг, когда на его глазах в заболоченное озеро рухнул самолёт.
Довелось поработать и в полевой ремонтной мастерской, где восстанавливались самолёты, участвовавшие в боях над Яссами (Румыния). Победу встретил прямо на боевом дежурстве. Но война для него не закончилась.
До конца 1948 года служил шофёром-электромехаником в военной части №15488, расположенной в окрестностях Львова. Здесь встретил он свою судьбу – Надежда Сидоровна работала тогда товарным кассиром на железной дороге. Ещё год молодая семья прожила на Украине, но сибиряка тянуло домой, и любящая жена с уважением отнеслась к его мечте. До самой пенсии он проработал токарем. Сначала на БЭМЗе, потом в НПО «Техэнергохимпром».
– Когда старый Бердск в связи со строительством электростанции стали переносить на юг, мы перевезли отцовский сруб. Но он был уже не в лучшем состоянии, поэтому, изготовив 2000 шлакоблоков, я построил свой дом, в котором живу до сих пор, – рассказывает ветеран.
Семь лет назад он овдовел. После инсульта и долгой болезни умерла любимая жена, подарившая ему сына Олега.
В его доме на улице Мусоргского идеальная чистота, на окнах – свеженькие ситцевые занавески, со старых чёрно-белых фотографий смотрят на нас молодые счастливые лица хозяев, а рядом висят яркие современные снимки красавицы-внучки и её малышей. Мебель советских времён Аркадий Захарович не выбрасывает принципиально, считая её более надёжной. Строгий порядок царит в сарае, бане и огороде. Недавно хозяин удивил сотрудников социальной службы, наотрез отказавшись от их услуг.
– Если что-то совсем не по силам, можно попросить родных, но я предпочитаю справляться самостоятельно, – признаётся он.
Пенсионер до последнего сам носил воду с уличной колонки. К сожалению, бердская администрация не смогла помочь в проведении водопровода в его дом. Родственникам пришлось взять на себя все финансовые и организационные заботы.
В доме внучки для него свободна отдельная комната, но потомок крепкого рода продолжает жить самостоятельно. Привычка к труду и порядку позволила ему долго оставаться сильнее болезней, возраста и пережитых горестей. Этому он всегда учил внуков, а теперь и правнуков, которые навещают его по выходным и праздникам.
Светлана КНИЖНИК, фото автора
Комментарии