Девиз «Люди, интегрируйтесь!» придумал Герман Безносов, министр странных дел легендарного клуба «Под интегралом». Эти слова, пожалуй, лучше всего характеризуют конференцию «Академгородок – место силы и свободы», состоявшуюся в «Точке кипения» технопарка.
Мероприятие второй год проводит Интегральный музей-квартира Академгородка под руководством Анастасии Безносовой-Близнюк, дочери Германа Петровича.
«Интегральной» на конференции была аудитория (от юных школьников до мудрых старожилов), обсуждаемые темы (от старых видеохроник и воспоминаний до проекта «Академгородок 2.0») и формат выступлений (песни, театральные постановки, научные доклады, мини-выставки и поздравления).
Началось всё с молодёжного блока. Зрителям представили кинопроект учеников гимназии №3. При поддержке родителей, учителей и представителей Интегрального музея они восстановили один день из жизни школьника Академгородка 70-х годов. Несмотря на умиление и нахлынувшую ностальгию, зрители всё же обратили внимание авторов на некоторые нестыковки. Например, заметили, что в кадре одноклассницы главного героя ходят с длинными распущенными волосами.
– Тогда в моде была группа «Битлз». А в Академгородке царила довольно демократичная атмосфера, и многие учителя и родители с пониманием относились к увлечённости своих детей жуками. Поэтому в целом по стране распущенные волосы, конечно, не приветствовались, но в Академгородке такое встречалось, – парировал Лев Лукьянец, член творческой команды.
В одном эпизоде девочка выводила в тетради буквы… левой рукой, что, по мнению гостей, тоже не соответствовало действительности.
– В то время левшей активно переучивали, – пояснила учитель гимназии №3 Татьяна Рубинштейн, руководитель проекта. – Но в Академгородке был ряд экспериментальных школ, где ситуация была иной. В частности, в школах №130 и №166 таких детей не пытались переучивать.
Самих создателей фильма впечатлило, что их сверстники 50 лет назад ходили в «жутко неудобной одежде... от футболок до штанов. Но особенно непривычно было носить валенки».Ученица 3-й гимназии Ксения Евдокимова, режиссёр и оператор фильма, призналась: во время съёмок постоянно приходилось отслеживать, чтобы в кадр не попали какие-либо современные вещи: от раковин до машин или дверей. Жизнь того времени была воссоздана по воспоминаниям очевидцев и семейной кинохронике Николая Попова, оставшейся ему от отца.
Из доклада Нины Козловой, создательницы подросткового клуба в «Калейдоскопе», есть что почерпнуть и современным организаторам детско-юношеского досуга. В 70-е многие жители Городка жаловались на подростков, которые под окнами квартир устраивали неформальные концерты. Из таких артистов и собирали ансамбль.
– Мы просто прошлись по всем «горячим точкам» и позвали ребят на фестиваль. Сразу договорились: исполнять они будут, что захотят. Желающих набралось!.. – рассказывает Нина Михайловна. – Мы, конечно, волновались. Далеко не все планировали петь патриотическую лирику песни – был и шансон, блатные какие-то. Но зал реагировал очень живо. И на провокационные песни просто начинал свистеть, топать.
В те годы Нине Михайловне удалось создать два подростковых клуба: «Ассоль» – для девочек, «Ровесник» – для мальчиков, где обсуждали весь спектр интересующих старшеклассников вопросов, от моды до секса.
В рамках форума нашлось место и обзору истории комсомола в Академгородке и воспоминаниям об улице Ильича – какой она была 30 лет назад.Надо отдать должное организаторам, они не стали останавливаться только на мемуарах. Значительный блок был посвящён научным докладам социологов о настоящем Академгородка: о том, как его сейчас воспринимают местные жители и наши соседи.
В советское время обмен садовым инвентарём, саженцами, различной бытовой техникой процветал повсеместно. Хорошие вещи в то время никто не выбрасывал: они передавались младшим детям по наследству, перешивались. Сегодня обмен и шеринг (совместное использование товара) вновь начинают возрождаться, чему и был посвящён доклад Анастасии Близнюк и Татьяны Барчуновой. Экономическая составляющая этих процессов всё чаще уступает экологической. Да и договориться о передаче вещи благодаря интернету стало гораздо проще. Сегодня гаражные распродажи организуют ДМ «Юность» и МЦ «Калейдоскоп». Широкое распространение в Академгородке получил буккроссинг. Более того, на полках обмена книгами часто можно увидеть аккуратно сложенную б/у одежду с запиской «Вещи стиранные».
– Ценность книг падает, уходит табу на их уничтожение. В результате личные библиотеки, доставшиеся в наследство, найденные в купленных квартирах, всё чаще оказываются на помойках, – с грустью признает Ирина Курбангалеева, завсектором отделения ГПНТБ СО РАН. – Библиотеки охотно принимают редкие книги. Так сохранены архивы Лаврентьева, Ершова, Коптюга, Трофимчука и других академиков.
Но что делать обладателям более рядовых собраний? Многие просто вывозят книги в гараж или на дачу, где бумага быстро приходит в негодность, и через несколько лет всё отправляется на мусорку. Научно-популярную и художественную литературу Ирина рекомендует или продавать через букинистические магазины, соцсети, специализированные сайты, или отдавать в дома престарелых, больницы, тюрьмы.Выбрасывают не только книги, но и старые фото, архивные материалы. Например, Анастасия Безносова-Близнюк как-то нашла на несанкционированной свалке в одном из дворов Академгородка чемодан с фронтовыми письмами!
Второкурсница экономического факультета НГУ Марина Полянская рассказала об исследовании базовых ценностей современной молодёжи Городка. Любопытно, что более 50% опрошенных хоть и признают важность высшего образования, но не считают этот шаг достаточным и необходимым для карьерных достижений.
Ангелина Одинцова, студентка 4-го курса ЭФ НГУ, изучала мнение молодых людей из разных районов Новосибирска и сравнивала полученные результаты с исследованиями прошлых лет. Оказалось, что в представлении горожан Академгородок с годами более чётко локализуется: раньше и микрорайон Щ относили к нему, сейчас таких ответов всё меньше даже среди местных жителей. Зато его несомненной частью опрошенные называли Академпарк.
По-прежнему Академгородок ассоциируется с чем-то положительным: «научный центр», «много леса, природы», «НГУ», «красиво». Описывая людей, респонденты называли их «воспитанными», «вежливыми», «умными», «образованными», «странными». В перечне тех, кто живёт в микрорайоне, наряду со студентами, научными сотрудниками, пожилыми, появились программисты. Примечательно, что НГУ, технопарк, «Эдем» приобрели большее значение. Их, в частности, чаще стали упоминать как географические ориентиры.
Завершая форум, Анастасия Безносова-Близнюк поделилась своими размышлениями о будущем Городка. Она справедливо заметила, что, планируя разные инфраструктурные и научные объекты и мероприятия, мы совершенно забываем о культурных… Из 50 прописанных в «Академгородке 2.0» проектах лишь один (и то с некоторой натяжкой) можно назвать гуманитарным – музей-экспериментариум.
Команда из восьми человек под руководством Анастасии подала заявку на грант Фонда Потанина для создания клуба «Интеграл 2.0» – места, где жители смогут встречаться, общаться, изучать историю, сохранять и передавать самобытный дух Академгородка 60-х.
Юлия ЧЁРНАЯ
Фото с сайта Точки кипения
Ранее о форуме мы рассказывали в новостях.
Комментарии