Напутствие молодым
Напутствие молодым
Накануне праздника наш корреспондент побывал в гостях у своей любимой учительницы Нины Дмитриевны РОМАНОВОЙ. Она преподавала химию в школе №166, затем в гимназии №5. Все 40 лет была классным руководителем. Её многолетний труд отмечен различными наградами.
Романовы переехали в Академгородок по приглашению его основателя Михаила Алексеевича Лаврентьева. Это сейчас Владимир Гаврилович – известный в стране учёный, академик, а в 1961-м подающего надежды молодого специалиста позвали стать частью коллектива только что построенного Института математики СО АН СССР. Вместе с ним приехала и Нина Дмитриевна, выпускница Пермского сельхозинститута.
Супруги думали, что едут в Сибирь ненадолго, лет на пять. Но карьера главы семьи и жизнь в бурно растущем научном центре так увлекла обоих, что решили остаться.
Нина Романова, не найдя работы по основной специальности химика-технолога, устроилась в школу посёлка Новый. Её приглашали сотрудником в райком ВЛКСМ, но интерес к живому труду учителя оказался сильнее кабинетной перспективы.
Работа с подростками была действительно вдохновляющей. И очень ответственной. Когда ей впервые дали классное руководство, из 33-х учеников 6-го класса 17 состояли на учёте в детской комнате милиции. Общение с инспектором и с родителями «трудных» детей стало для учительницы обычной практикой. Но никого из тех ребят она не бросила, всех выпустила из школы. Двое учеников из того класса, выполняя воинский долг, погибли в Ливии.
Нина Дмитриевна всегда старалась взаимодействовать с инициативными родителями. Те часто помогали в проведении репетиций, вечеров, походов. Интересовались здоровьем учителей, поддерживали.
Её классы активно участвовали в предметных олимпиадах. Задачей педагога было заинтересовать ребят этим увлекательным, соревновательным по духу процессом и, конечно же, подготовить к испытаниям, начиная с районных и городских этапов, заканчивая всесоюзными и международными.
– Никто не заставлял нас тогда оставаться после работы и проводить дополнительные занятия, – вспоминает она. – Если мы, учителя, видели, что на уроке знания не восприняты учениками в полном объёме, то организовывали факультативы, занимались индивидуально, чтобы в итоге все выпускники могли поступить в техникумы или вузы.
Сегодняшнюю систему ЕГЭ педагог оценивает неоднозначно:
– То, что гуманитарные предметы сдают по тестам, это, конечно, плохо. Невозможно живые эмоции от прочтения литературного произведения передать знаком плюс или минус. Но положительное в ЕГЭ то, что такой порядок сдачи экзаменов позволяет поступить в вузы выпускникам школ из глубинки и дальних сёл. Не все имеют возможность и средства ехать для сдачи экзаменов в большие города.
Начинающим учителям Нина Дмитриевна посоветовала поддерживать тесную связь с коллегами. Это позволит выявлять учеников, которым требуется помощь в учёбе, и определить совместную тактику работы.
– А ещё желаю молодым учителям не бояться трудностей. Преодолевая их, мы обретаем опыт и понимаем глубокий смысл профессии.
Е. Марков, фото Т. Осиповой
Комментарии