Музыка перволедья
Музыка перволедья
Утренняя сказка
Всю ночь штормило. Просыпаясь от гулких ударов ставен, я слышал, как сухо и тревожно шумели кроны сосен, как тяжело, совсем по-морскому били о берег волны Обского водохранилища. Северный ветер нес резкое похолодание. На градуснике за окном минус девятнадцать!
К утру ветер утих, будто его и не было. Только поваленные сушины да зеленые сосновые лапки, приметчиво разбросанные на рыжих тропах, напоминали о буре. Вот и море – оно открылось внезапно за стволами сосен – лежало внизу, под обрывом, в покойной отрешенности от ночного шторма. Но я еще не видел главного чуда, уготованного ветром и морем, отдыхавшими от извечной борьбы.
Я вышел к обрыву, глянул вниз и даже ахнул: кромка берега сияла в серебре! На всем своем протяжении. Поистине это была картина из сказки, где за одну ночь вставали дворцы из золота и хрусталя. Все на берегу: кусты, плавник, камни, целое стадо выкорчеванных пней, согнанных волнами в мелководную лагуну, – все это облито белой-пребелой, сверкающей на солнце наледью. А всех прекраснее – многочисленные и далеко вдающиеся в плесы мостки. Сплошь обледенелые, они обвешаны тяжелыми гребнями, белые зубья которых обвисают до самой воды…
Долго я бродил по берегу, пока не стало пригревать. И ушел из сказки, чтобы не видеть, как она будет гибнуть прямо на глазах.
Морская симфония
Море застеклило ночью – тихой и очень морозной. Чистейший лед у берега хотя и потрескивал под ногами, но держал хорошо. Однако меня потянуло на ставшее море не столько ребячье желание побродить по прибрежному льду, рассматривая, как в аквариуме, чистые камушки, стайки мальков и даже небольших налимчиков, а другое – редкая возможность послушать… музыку. Музыку перволедья.
Да-да, здесь, на берегу Обского водохранилища, зазвучала фантастическая стереомузыка – морская музыка, как я ее называю. Звуки этой природной симфонии самые неожиданные. Они звучат то сольно, то враз, сливаясь в невнятный, но внушительный гул. Вот запела и лопнула струна… Посыпался хрусталь… А вот с нарастающим свистом будто пронесся самолет или какой-то монорельсовый экспресс. Вот еще один, и еще. На адских – до свиста – скоростях они раскатывают по всему обскому полю, то мчатся встречь, то наперегонки.
Слушаешь эту импровизацию и не наслушаешься, извлекая из половодья звуков и мелодий близкое тебе. Чу, вскрикнули журавли! И уже представляешь не ледяное поле, а бесконечную васюганскую марь. И не хочется думать, что где-то на ОбьГЭС сбрасывают воду, отчего по всему морю идет певучая подвижка и колка пока что тонкого льда. Нет, это звучит музыка – морская музыка перволедья.
Ю. Чернов
Комментарии