Мужество жить
Мужество жить
Мужество жить
Первый раз я увидела Людочку Гордымову солнечным майским днем 1963 года. Это было счастливое, замечательное время лично для нас и для нашей страны.
Место встречи – новосибирский Академгородок. Его еще только начинали строить. Но уже построили светлый, праздничный Дом культуры «Юность». Здесь был открыт читальный зал, где работала я и куда пришла стайка десятиклассниц первой школы в микрорайоне строителей. Ребята были почти первыми выпускниками школы, а потому счастливые и веселые, щебетали, смеялись и задавали умные вопросы. Они готовились к выпускным, им нужны были книжки, чтобы блеснуть своими познаниями на экзаменах. Перед ними лежали прекрасные пути-дороги.
Среди этой счастливой и веселой стайки была и Людочка. Да! Эта девочка была больна. Было понятно, что сама жизнь для нее подвиг, а выпускной десятый – тем более. Хрупкая, маленькая, с палочкой, опираясь на которую, передвигалась с большим затруднением. Говорить ей было сложно, понимать ее тоже требовались не только усилия, но и элементарная тактичность и терпение. Представила себе трагедию ее родителей. Ведь у меня дома подрастала дочь, и только родился сын. Заболевание было явно врожденное.
Сегодня, когда страна и Академгородок торжественно отметили 61-ю годовщину окончания войны, многое забылось, стало мифами и легендами. А тогда, в далекие 60-е годы, прошло только 15 лет с того времени, когда отгремели последние залпы Великой Отечественной. В каждой жизни, в каждой судьбе хранилось эхо войны, явное и скрытое. Мы были молоды и счастливы тем, что годы великих потрясений и утрат позади, что нам выпала честь строить Академгородок и перед нами светлое будущее.
Она родилась в июльскую полночь трагического 1943 года в Новосибирске. Сегодня горько вспоминать те трудные времена, когда было не до врачей. Но… девочка родилась нездорова. Акушерка и няньки горько вздыхали, советовали молодой маме найти бабку-знахарку – она знает, как поправить ребеночка. Такая бабушка даже жила в соседнем селе… Она была родной тетей молодой мамы. И они даже договорились, но... в сентябре тетя-знахарка внезапно умирает, практически без всякой причины и болезней. А другой бабушки не нашлось, которая смогла бы вылечить и поправить новорожденную.
Вся современная медицина со всеми ее чудесами за 62 года жизни Людочки Гордымовой была бессильна. Врачи только руками разводили, восклицая «а что вы хотели!?», в каждом десятилетии подтверждая невозможность справиться с недугом.
А жить надо было! И она жила каждый день и каждый час, превозмогая боль. Избавь Бог от такого жизненного испытания любого, живущего на этой земле. Судьбою ей была уготована жизнь, в которой каждый день – жизненный подвиг.
Итак! Людочка Гордымова стала часто приходить в библиотеку за книжками и ответами на вопросы. Пришло время выбирать профессию, жизненный путь, а следовательно, «куда пойти учиться». Я училась на заочном отделении Московского института культуры на библиографическом факультете. Мне очень нравилась работа в библиотеке, и я полагала, что такая профессия будет «по плечу» Людочке. Прислушиваясь к моим благоразумным советам, Людочка поступает на заочное отделение Московского института культуры и успешно заканчивает его в 1968 году.
По состоянию здоровья Людочка десять лет не ходила, а следовательно, и в школу пошла, как смогла ходить. Рано научилась читать и читала много с упоением и восторгом. Любила засиживаться в библиотеке, внимательно перелистывая новые журналы, старые книги, знакомясь с именами неизвестных поэтов и писателей.
Она нежно и ласково любила книги и всякое печатное слово, но не менее нежно и истово любила детей, деревья, цветы, дождь, снег, лед и любое проявление счастливой жизни. Все это вопреки постоянному отчаянию, болям в теле то тут, то там. Были хорошие, добрые врачи, были поездки в санатории, надежды выздороветь, вырваться из железных объятий судьбы…
Сегодня существуют многочисленные теории адаптивного поведения в экстремальных жизненных событиях. А если вся жизнь – экстрим? Если вся жизнь – великий подвиг? В трудные, сложные времена ХХ века существовала стройная теория преодоления таких железных уроков судьбы. Работа! Работа! Работа! Во благо Родины! Во имя своего народа! И просто... чтобы забыться, отвлечься, чтобы шло, двигалось время…
По окончании института культуры Людочка очень хотела работать в библиотеке. Она была принята в библиотеку школы №162, где проработала 27 лет. Людмила Анатольевна каждый учебный и рабочий день лицом к лицу сталкивалась с ребятишками всех возрастов. Она знала все их запросы и вопросы на много лет вперед. Они часто приходили в библиотеку и знали, что здесь им не будут ставить оценок, а всегда найдется доброе сочувственное слово и приветливая улыбка.
Людмила Анатольевна Гордымова (для меня до сих пор – Людочка) выполнила уникальную, замечательную работу «Писатели, поэты, драматурги, композиторы, художники: XIХ-ХХ вв. Библиографическая панорама по странам мира». Она самоотверженно создавала свою библиографическую «энциклопедию», чтобы каждый – от первоклассника до выпускника мог попасть в прекрасный поэтический, музыкальный, художественный живой мир.
Не ограничиваясь служебными обязанностями, она выполнила важную работу, которую ей практически никто не поручал. Она хотела помочь каждому выйти в прекрасный многоцветный мир мирового искусства. Чтобы выполнить такую работу, нужно быть ученым от Бога, иметь аналитическое системное мышление и огромное трудолюбие.
Людмила Анатольевна рассказывает: «Однажды один из школьных преподавателей выразил желание, что очень бы хотел всегда иметь такую таблицу, в которой можно было одновременно увидеть творчество какого-либо художника, а также то, что в это время создали писатели, композиторы, хотя бы нашей страны. И это зерно запало в мою душу... Не один раз мне пришлось прокрутить и в голове, и на бумаге тот выписанный материал, с которым мне предстояло работать, чтобы привести его в определенную систему, в правильности которой уверенности нет до сих пор и, по-моему, быть не может, ибо каждую письменную работу можно усовершенствовать...»
Когда работа приближалась к завершению и все поэты, писатели, композиторы и художники за последние два века выстроились в ряды по континентам и странам, то оказалось, что даже арифметически вклад России в мировую культуру громаден. Великое множество талантливых писателей, поэтов, композиторов, художников родились в России и свои шедевры творили под русским небом, на русских просторах, большую часть года покрытых снегами, льдами, под треск морозов и завывание вьюг.
Почти три десятилетия раздумий и кропотливой добросовестной работы по обзору мировой культуры представила эта мудрая, отважная, хрупкая женщина с милосердным умом и великой душой. Что бы ни делал человек на земле, он всегда должен выступать патриотом страны, его вскормившей и воспитавшей, т.к. через сердце каждого творца проходит любовь к своей Родине, боль и гордость за нее. Если появится возможность, материал о России, нашей великой Родине, можно будет выделить отдельно, сделав аналитически-рекомендательный указатель об авторах и их произведениях. Думаю, что получилась бы одна из интереснейших книг для чтения.
В первые десятилетия научной жизни Академгородка молодые физики, химики и математики любили цитировать академика Амбарцумяна, еще в 30-е годы ХХ века определившего понятие «наука – это удовлетворение собственного любопытства за государственный счет». Шутки шутками, а долгие десятилетия многие научные исследования благополучно финансировались и процветали. Однако история науки полна примеров, когда самые новейшие и прогрессивные исследования не только не финансировались, но вообще были вне внимания нормальных ученых, а оставались предметом интереса «чудаков» и реализовывались исключительно за их собственный счет и их личное, внерабочее время.
Так и эта удивительная по своей гениальной простоте библиографическая панорама мировой культуры за ХIХ и ХХ века, выполненная школьным библиотекарем Академгородка. Какие силы небесные, какие звездные законы хранили Людмилу Анатольевну, давали ей мужество жить и творить, любить людей и всех ребятишек, что прошли перед ней за 27 лет работы в школе? Год рождения 1943-й наградил ее великим мужеством жить, когда русская земля горела великим пожаром и «почернела от горя». Любовь к истории давала ей видеть панорамы прошлого, настоящего и будущего. Щедро наградила судьба Людмилу Анатольевну, и она смогла трудом и великой любовью к детям реализовать данные ей таланты и гениальность, вопреки своему нездоровью.
Итак! Книга Людмилы Анатольевны Гордымовой «Писатели, поэты, драматурги, композиторы, художники: ХIХ-ХХ вв. Библиографическая панорама по странам мира» (учебное пособие) сегодня еще находится в состоянии работы. В наше время принято обращаться к добрым людям и добрым сердцам. И мы обращаемся к читателям «Навигатора», к выпускникам школы №162, к заинтересованным людям. Если у вас имеется возможность оказать финансовую поддержку этому изданию, сделайте это.
Римма ЗВЕРЕВА.
Комментарии
Редакционно-издательский центр (РИЦ) НГУ - это государственное предприятие. Возможно, есть лазейка, чтобы издать учебное пособие там.
Удачи этой женщине. Я её хорошо помню. Что это за издание? Это методическое пособие для школьников? Надо узнавать в отделе образования, где и кто издает такую литературу?
Людмила Анатольевна! Поздравляем с успешной работой, мы очень рады за Вас! Что касается издания, по-видимому, следует действовать так. Учебную литературу, в том числе и такого рода, выпускает Сибирское университетское издательство (т. 332-52-32, 32-99-30). Они издают книги за свой счет, чтобы потом продавать. Но на хороший гонорар не рассчитывайте - будет тысячи три-пять, и все. Хорошие гонорары дают только в московских издательствах (у некоторых, например, у "Эксмо", есть филиалы в Новосибирске). Важным требованием во всех издательствах является объем не менее 250 стр., чтобы на корешке было видно название, и книга не затерялась бы в большом магазине.