Мой сын – задира
Мой сын – задира
В последнее время понимаю, что совсем не знаю своего ребенка. Из садика постоянные жалобы идут, что сын стал неуправляемым: задирается, обзывается, отказывается выполнять требования воспитателя, дети перестали с ним играть. Когда начинаю с сыном говорить, спрашивать, в чем причина, пожимает плечами: «Не знаю!» Я опасаюсь, что к сыну может прилипнуть ярлык хулигана, а пятилетнему мальчику это ни к чему. Как этого избежать?
Первое, что необходимо сделать в этой ситуации – это удостовериться в том, что у ребенка нет неврологических причин, чтобы так себя вести. Осмотр у хорошего невропатолога вовсе не означает, что ваш ребенок болен или с ним не все в порядке. Вполне возможно, окажется так, что ребенку и не требуется помощь невропатолога, тогда мы совершенно точно будем это знать и не испытывать беспокойства по этому поводу. Сможем сконцентрировать свое внимание на исключительно педагогических приемах разрешения таких нарушений поведения.
Однако может случиться так, что нервная система ребенка не справляется с нагрузками и малыш сам страдает от того, что делает. Ему требуется поддержка – квалифицированный невропатолог поможет это сделать с минимальными и достаточными усилиями.
Второе, что можно сделать, – это обратиться к психологу детского сада с просьбой разрешить сложившуюся ситуацию. Это позволит вам сэкономить силы и время. Однако, к сожалению, не в каждом садике есть психолог. Тогда необходимо взять ответственность на себя.
Ребенок, скорее всего, не сможет самостоятельно разрешить сложившиеся противоречия. Здесь важно ощутить климат детского коллектива. Для этого, если есть такая возможность, надо поприсутствовать в группе: понаблюдать за взаимодействиями детей. Отметить, в какие моменты ребенок начинает себя вести не вполне адекватно. Возможно, ребенка провоцируют на агрессивное поведение. К сожалению, воспитатель может не располагать достаточным количеством времени, чтобы заметить такие тонкости детских взаимоотношений: тогда виновником оказывается тот, кто выразил свое отношение открыто, то есть ваш сын. Следовательно, ребенок может быть не активной агрессивной стороной, а всего лишь отвечающей. В этом случае именно ваш ребенок нуждается в защите.
Другой причиной может быть то, что мальчик использует агрессивные действия для того, чтобы вступить в контакт с другими детьми. Тогда ребенку также необходима помощь, но уже скорее методического характера, нежели психологического. Ребенка необходимо обучить продуктивным моделям общения, например, можно научить его организовывать интересные игры для детей. В среде пятилеток ребенок, который может придумать или организовать игру, обладает высоким авторитетом. Соответственно, надо дома придумать несколько заготовок, которые малыш потом сможет воплотить в группе. Предварительно нужно поставить в известность воспитателя о ваших игровых планах и заручиться его поддержкой. Возможно, что воспитатель вам что-то посоветует.
Еще одним вариантом развития событий может быть то, что ребенок по каким-то причинам вел себя так, как описывает воспитатель, но его поведение носило ситуативный характер. Однако у воспитателя закрепилось представление о вашем ребенке, как о возмутителе спокойствия. Воспитатель теперь ждет именно от вашего ребенка такого поведения, и мальчику не остается ничего другого, как оправдывать ожидания взрослого. В этом случае ваше присутствие в группе также необходимо. Вы сможете заметить ожидания воспитателя и обратить на них внимание. Если обращение будет достаточно корректным, то воспитатель будет вам благодарен.
Таким образом, ваше своевременное вмешательство позволит избавить мальчика от ярлыка возмутителя спокойствия, способного осложнить его дальнейшее пребывание в детском коллективе. Также ваше доверие и поддержка собственного ребенка будут способствовать укреплению ваших отношений с сыном.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (тел. 8-913-905-0940)
Комментарии