Мы учим кровь бороться
Мы учим кровь бороться
Разработанная компанией «АваксисБио» иммунотерапевтическая вакцина против рака молочной железы получила первое место на конкурсе инновационных проектов, который проводился в рамках III Международного молодежного форума «Интерра-2011». Корреспондент «Навигатора» встретилась с генеральным директором компании Сергеем ЗАЙЦЕВЫМ, который рассказал о вакцине и о том, почему жизнь инноваторов не меняется после форумов.
– Несмотря на прижившиеся название, это не совсем вакцина и уж тем более не панацея, которая вылечит всех и от всего, – предупреждает сразу Сергей Зайцев. – Скорее, это просто еще одна терапевтическая методика, новый персонализированный метод лечения. Задача любой терапии – избавить организм от раковых клеток. Но при больших опухолях одним-двумя методами все раковые клетки убрать невозможно, самые агрессивные остаются в живых. Порой после лечения оставшиеся клетки начинают расти быстрее, чем основная опухоль. Поэтому первая задача, которая стоит сегодня перед медиками и учеными, – создать целый набор терапий, последовательное или параллельное использование которых избавило бы организм от раковых клеток полностью. Надеюсь, наш метод поможет как минимум каждой пятой заболевшей женщине выжить.
Суть его, по словам исследователя, проста: «научить» иммунные клетки крови пациента отвечать на соответствующие раковые антигены. Работает метод на основе крови больного, взятой у него до начала лечения, а «обученная» кровь переливается ему после операции и химиотерапии.
– Хвастаться нам еще рано, – поясняет Сергей. – Разрешение на клинические исследования мы надеемся получить со следующего года. Пока наш метод проверен только в лабораторных условиях. Правда, у нас есть обоснованная надежда, что на людях он будет работать столь же успешно. Примерно год назад американская компания получила разрешение на применение аналогичного метода при лечении рака простаты. Идея схожа: обработанные Т-лимфоциты возвращаются в кровь. Только они «обучают» через белки, а мы – через ДНК-конструкции.
Если исследователи достигнут успеха, то вакцина, скорее всего, будет коммерчески успешна.
– Продавать свой продукт в стандартной фармацевтике сегодня трудно: большие затраты, связанные с продвижением, острая конкуренция. В онкологии ситуация прямо противоположная, – уверен Сергей Зайцев. – Информация о любой продукции или методике, дающей людям надежду, расходится без каких-либо усилий маркетологов. На сегодняшний день один из самых эффективных методов борьбы с раком – сверхдозы химиотерапевтических препаратов (причем сразу используется несколько, для более широкого охвата). Естественно, химия убивает при этом не только раковые клетки. Больного фактически проводят по грани жизни и смерти. У нас этот метод активно использует академик Воробьев в Москве – так у него при больном круглосуточно дежурит реаниматор. Словом, болезнь сложная, опасная, до конца не изученная, и, к сожалению, трудно поддающаяся лечению.
На стенах вокруг нас висят дипломы и грамоты с различных инновационных форумов и выставок. Но сам Сергей о них говорит без особого энтузиазма:
– Основная проблема всех наших инновационных форумов – отсутствие за ними реальных инвестиций. И, думаю, одна из причин – смешение компаний самых разных направлений: рядом с нами может стоять проект укрепленного бетона и разработчики шин. Будь я сам представителем серьезной фармакологической компании, я бы в такое место не пришел. На мой взгляд, нужны целевые форумы, причем желательно с весомыми «пряниками», а не грамотами за первое место. Ведь нельзя сказать, что у нас нет интересных многообещающих идей. Сегодня в научных институтах появились деньги и, как следствие, – интересные замыслы, которые могли бы вырасти в хорошие коммерческие проекты. Но нет структуры, которая могла бы их подхватить и взрастить. К сожалению, технопарки и подобные им площадки этой функции не выполняют. Не зря большинство технопарков – это в первую очередь девелоперские проекты. Потому, что start-up – дело рискованное, компания, в которую вкладываются деньги, может ведь и лопнуть… Проще построить коммуникации, площади и пригласить IT-компании. При этом есть и положительные местные примеры наукоемкого производства – например, «Вектор-Бест» вполне успешно закрывает целый сегмент рынка.
Рассуждая о реальной поддержке зарождающихся научных производств, Сергей Зайцев упомянул только два имени – Ивана Бортника, создавшего фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, и Бориса Ивлева, директора регионального фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере.
– Они понимают реальные нужды инноваторов, в курсе разработок, но возможности этих фондов несколько ограничены: первый выдает победителям конкурса небольшие для научных разработок суммы, а второй – кредиты, – рассказывает руководитель «АваксисБио». – Но пока на региональном уровне фонды готовы только давать небольшие суммы в долг, на федеральном же появились вполне реальные финансовые возможности. Ситуация все же меняется к лучшему.
Сергей Зайцев признается, что у его команды уже есть представление, куда двигаться дальше.
– К сожалению, пока все упирается в средства. Так что сначала будем разрабатывать, внедрять и надеяться на инвестиции, которые позволят улучшить нашу методику, – оптимистично заканчивает Сергей.
Юлия ЧЕРНАЯ
Комментарии