Мы и такси. Часть 1
Мы и такси. Часть 1
Мы и такси
(По материалам независимого социологического исследования, проведенного газетой «Навигатор»)
ТАКСИ В ГОРОДКЕ
Вот уже больше двух лет в Академгородке существует беспрецедентный по своей оперативности и доступности сервис – заказ такси по телефону. За 30-40 рублей можно вызвать персональное авто и проехаться в любую точку Городка, на пляж, дачу и т.д. Такая такса в сочетании с проблемами транспорта общего пользования выглядит для многих привлекательно.
Круг желающих пользоваться услугами такси растет, а спрос рождает предложение, и в этот бизнес привлекается все больше новых людей, машин, фирм. Привыкшие к этой услуге люди начинают часто полагаться на доступный транспорт, растут их требования к стабильности и качеству оказываемой услуги и неизбежно возникают так называемые «проблемы роста».
Так, в декабре прошлого года в редакцию «Навигатора» пришло письмо от М. Загоруйко, в котором он описал случай 15-минутного опоздания заказанного такси, повлекшего такое же опоздание автора письма на работу, а его ребенка – в школу. Когда человек обратился к директору фирмы, то вместо хотя бы моральной компенсации был, по его словам, «послан куда подальше».
Мы решили разобраться в том, что же на самом деле происходит в этой части сферы услуг: неизбежное снижение качества из-за увеличения «объемов» или подобный случай – досадное исключение. Так возникла идея проведения массового телефонного опроса жителей как независимой экспертизы качества услуг, оказываемых фирмами такси. В этом начинании нас поддержал районный отдел по защите прав потребителей.
Опрос проходил с 18 по 24 февраля. Выборка репрезентирует взрослое население Академгородка (случайная ошибка выборки не превышает 8%). С результатами исследования мы хотим познакомить вас в этом и последующих выпусках газеты. Надеемся, вы узнаете любопытные вещи не только о фирмах, оказывающих услуги, но и о нас, жителях Городка, которые этими услугами пользуются.
НАШИ ЛЮДИ НА ТАКСИ ЕЗДЯТ
В среднем 50% жителей Городка пользуются этой услугой хотя бы раз в месяц, причем половина пользователей заказывает такси по телефону раз в неделю и чаще – далее по тексту они будут именоваться «активные пользователи»; другая половина – «менее активные» – заказывает такси от одного до 3 раз в месяц.
Самому молодому самостоятельному клиенту такси, который дал нам интервью – 14 лет, самому солидному – 84 года. В целом школьники составляют около 6% пассажиров такси, студенты – 14%, домохозяйки и пенсионеры – примерно 7% и 8%; большинство – 65% – это работающие граждане. Средний возраст активных пользователей составляет 33 года, менее активных – 41 год.
Примерно треть опрошенных считает, что женщины заказывают такси по телефону чаще мужчин, столько же – наоборот; на самом деле примерно одинаково часто пользуются и те, и другие, но женщин, по статистике, больше, чем мужчин.
ТЕАТР – С ВЕШАЛКИ, ТАКСИ – С НАБОРА НОМЕРА
«Главное – дозвониться» – к этой идее склоняются 50% респондентов, отвечая на вопрос «куда будете звонить?». От 5 до 10% вообще назвали трудность пробиться через «занято» основной неприятностью, с которой приходится сталкиваться в этой сфере. Тем не менее, чтобы звонить, надо знать – куда.
75% активных и 48% менее активных пользователей при вызове такси в основном полагаются на свою память. 20% опрошенных чаще всего используют рекламу в газетах, остальные пользуются записными книжками, визитками, листовками и т.д.
Во время опроса респондентов просили воспроизвести названия фирм или номера телефонов, которые им запомнились. В среднем активные пользователи назвали 3 фирмы и/или телефона, менее активные – 2. Если измерить известность с напоминанием, то активные пользователи знают о существовании 7 фирм, менее активные – о 6 фирмах. Самые известные – «Блюз» и «Вояж» – о них знают 96% опрошенных; далее – «Кучер» (64%), «Городок» (61%), «Спринт» и «Пегас» (по 58%); «Мирт», «Экспресс», «Драйв» и «Гранд» известны примерно для 45% респондентов. Остальные: «Норд», «Меркурий», «Такси Н-ск», «Фаэтон», «Мустанг», «Извоз», «Кабриолет» и др. – имеют слишком маленькую известность для нашей выборки (менее 20%), поэтому все, что будет сказано об этих фирмах, имеет гипотетический, предположительный статус.
По одним фирмам чаще вспоминаются названия, по другим – телефоны; да и люди отличаются по их вниманию к тому или иному атрибуту; в целом, не менее половины клиентов такси настроены практично: не придают особого значения имени фирмы, только ее «позывным», как говорится, хоть горшком назовись, только номер телефона пусть будет таким, чтоб «западал в память». Треть респондентов назвали запоминающийся номер главным фактором выбора той или иной фирмы.
НЕ ТОЛЬКО ЗНАТЬ, НО И ВЫБИРАТЬ
Итак, конкуренция на рынке услуг такси вполне приличная – 17 фирм, из них 10 имеют широкую известность – выбрать есть из чего. Но, в то же время, пользуются ли жители Городка такой возможностью?
В среднем опрошенные назвали по 3 фирмы, где они точно делали заказ, 35% отметили, что не помнят всех фирм, куда звонили. Есть и такие, кто набирает подряд все известные комбинации, но забывает, куда позвонил, уже сразу после того, как заказ принят. Не говоря уже о том, что вечернее и ночное время – это время не самых трезвых пассажиров. Как отозвался с благодарностью к сервису один гражданин, «подберут в любое время, в любом месте и в любом виде». Где уж тут упомнить фирму?
Так или иначе, но после всех напоминаний ответы на вопрос «куда будете звонить в первую очередь?» выглядят таким образом. Четверть респондентов не имеет никаких приоритетов, остальные назвали в среднем по 2 фирмы. 1-е место в рейтинге первоочередности заняли «Блюз» и «Вояж» – примерно по 40% опрошенных отметили, что позвонят непременно к ним; 2-е место занял «Спринт» – более 20%; 3-е место делят «Городок», «Пегас», «Экспресс», «Драйв», «Кучер» и «Мирт» (по 9-13% опрошенных).
Далее мы просили жителей Городка объяснить: почему, собственно, они выбирают или не выбирают именно эти фирмы? О том, как распределились ответы, дает представление таблица:
| Пользователи |
| |||
Критерии выбора | Активные | Менее активные | В целом |
| |
Главное – дозвониться; нет особых приоритетов; сначала к лидерам, а потом по всем подряд номерам | 44% | 56% | 50% |
| |
Точность, оперативность, скорость; вовремя, а то и раньше минут на 5; можно заказать по SMS; легко дозвониться, быстро подают машины | 53% | 38% | 46% |
| |
Коммуникативная эффективность (реклама, визитки, легкий номер) | 42% | 43% | 42% |
| |
Устраивает цена, формы оплаты (скидки, талоны и т.п.) | 41% | 33% | 37% |
| |
Культура вождения: безопасность, аккуратность, хорошие машины | 35% | 23% | 29% |
| |
Культура обслуживания: этикет, чистота и т.п. Приветливые, веселые, вежливые водители; иномарки; чистые машины, свежий воздух; помогают донести, подают вещи, открывают дверцы (даже) | 32% | 17% | 24% |
| |
Прошлые заслуги: рекомендации, привычка | 24% | 17% | 21% |
| |
Всего (сумма больше 100%, т.к. критериев называлось несколько) | 271% | 227% | 249% |
| |
Как видно из таблицы, активные пользователи более разборчивы, на первом месте стоят мотивы оперативности, точности, скорости – собственно качества выполнения самой функции, они гораздо более чувствительны и к культуре вождения, и к культуре обслуживания.
Подчеркнем, что выборка составлялась пропорционально структуре расселения, поэтому доля опрошенных в микрорайонах «Д» и «Щ» больше, соответственно и выше значимость их мнений в общих распределениях, минимальная доля опрошенных – в Нижней Ельцовке. Тем не менее, по результатам исследования можно отметить, что, по всей видимости, «Спринт», «Городок» и «Кучер» явно больше ориентированы на обслуживание жителей Верхней зоны, где, к слову сказать, конкуренция становится наиболее острой: набор критериев выбора больше, и только 11% опрошенных отметили, что приоритетов выбора у них нет. А вот для жителей Нижней Ельцовки этот сервис пока не развился до массового естественного отбора по качеству услуг: там острее, чем в других районах, стоит проблема сделать заказ.
(Сравнительную оценку качества обслуживания фирм такси,
рейтинг жалоб, предпочтений клиентов мы опубликуем
в следующем номере.)
Комментарии
верните пожалуйста паспорт на имя Леденёвой Серафимы Игоревны.паспорт оставлен в такси!!!
писать на sim_sim31@gorodok.net или
по ICQ 299328431 или звонить по тел. 89059373119(Симу)
или 343992(спросить Диму или Таню)
не социологический опрос,а книга "жалоб и предложений" такси"Городок".
Уважаемый Герман Николаевич - руководитель ТАКСИ "ГОРОДОК"!
Приходится снова обращаться к Вам через газету, поскольку вместо Вашего обратного адреса в Вашем ответном комментарии почему-то указан мой адрес электронной почты: не для того ли, чтобы Ваши возмущенные клиенты писали мне?
Принимая Ваше извинение за поведение диспетчера, я должна сказать, что меня совершенно не устраивает Ваш ответ о том, что "проведен ряд мероприятий, направленных на четкую и правильную работу операторов и водителей". Ведь это просто отписка, общие фразы. Не кажется ли Вам, что это очень напоминает раппорты "о достигнутых успехах и мерах по искоренению отдельно взятых недостатков" из нашего, к счастью, теперь уже прошлого. Я хотела бы получить от Вас конкретный ответ, какие именно меры Вами принимаются по улучшению работы Вашей службы.
А у меня был случай когда я вызывала такси "Блюз". Я купила компьютер с монитором и мне нужно было его довезти из магазина на Морском проспекте до Академической улицы. Так пришлось долго ругаться с водителем, который хотел поставить его в багажник. Я, естественно боялась, что в багажнике он может повредиться (компьютер и монитор не были упакованы в коробки). Просила поместить его на заднее сиденье. У водителя были весомые аргументы - "Все, что в багажнике багаж, а за него отдельная плата, а компьютер может порвать обивку на сиденье". Водитель решил, что я не хочу ставить компьютер в багажник, чтобы не платить за багаж. Я готова была заплатить за багаж, только вези его в салоне. В итоге он все же согласился, багаж я оплатила, компьютер в целости доехал на заднем сиденье машины, но настроение было испорчено. Больше в такси "Блюз" я не звоню.
конкретно по теме, проколы делают все службы, бывает и хуже:
Пользуюсь услугами "городка" больше года,в принципе очень всем довольна.Конечно есть небольшие "косячки" но ведь мы все не без греха.А в общем очень веселые и всегда вежливые водители и диспет чера постоянно выручают меня. А раньше пользовалась другой,очень так скажем,популярной,судя по рейтингу фирмой ,так там хоть и машина приходит достаточно быстро,но ехать в этой машине с "укуренным" водителем не очень хочется.Вот такие дела.еще не плохое такси "драйв" иногда обращаюсь к ним.
Все бы замечательно, но вот какая загвоздка: почему у руководителя ТАКСИ "ГОРОДОК" Германа Николаевича и возмущенной Елизаветы Евгеньевны один и тот же e-mail: egor@ieie.nsc.ru?
Уважаемая Елизавета Евгеньевна,обращается к вам рукодитель ТАКСИ "ГОРОДОК" Герман Николаевич. Постоянно просматривая работу транспортной службы и ее деятельность.
Приношу извенения по поводу некорректной работы диспетчера, 7 марта 2004г.
В связи с этим проведен ряд мероприятий направленных на четкую и правильную работу операторов и водителей нашей службы ,непосредственно на людей которые пользуются услугами такси.
Где в течение работы замечания, которые поступают по электронной сети так и непосредственно от пассажров, устраняются.
С уважением Герман Николаевич.
Уважаемая редакция!
Вы подняли очень важный вопрос, связанный с работой такси. В наше стремительное время это один из наиболее удобных видов транспорта. Мне нередко приходится прибегать к его услугам: иногда несколько раз в месяц, а иногда - почти ежедневно. Чаще всего пользуюсь такси "Блюз" по Академгородку и "Кабриолет" (для поездок из города в Академгородок), в отдельных случаях - "Вояж", "Кучер", "Спринт". И, в общем, серьезных претензий у меня не было, до тех пор пока я не столкнулась с работой такси "Городок". Ситуация, на мой взгяд, просто возмутительная. 7 марта в 19-05 я имела неосторожность заказать такси для поездки с Левого берега (остановка "Чемской бор") в Верхнюю Зону Академгородка. Диспетчер, приняв заказ, сказала, что машина подойдет минут через 20-25, и взяла с меня слово, что мы будем ждать на автобусной остановке, пообещав при этом перезвонить. В течение часа машина так и не пришла, при этом никакого звонка не последовало. Когда я, наконец, снова дозвонилась до диспетчера, она спокойно заявила, что машина по дороге взяла других пассажиров и уехала. На мой вопрос: "Как же так, ведь был принят заказ? Почему Вы не позвонили? И что теперь делать?", она, нисколько не смутившись, заявила: "Я не знаю", и даже не потрудилась извиниться, по-видимому, считая, что ничего особенного не произошло. Все мои последующие попытки дозвониться закончились тем, что она просто бросала трубку. В результате, прождав на улице в непогоду 1 час 20 минут, мы вынуждены были уехать с пересадками на маршрутке и добрались до дома только в 23 часа. Итогом явились не только испорченное настроение и потрепанные нервы, но и серьезный приступ у больного человека, которого я сопровождала. До этого случая мне ни разу не приходилось сталкиваться с подобным, если можно так выразиться, "обслуживанием". Безусловно, впредь я никогда не буду пользоваться такси "Городок" и никому не советую. Но тем не менее, хотелось бы получить ответную реакцию со стороны руководства фирмы " Городок", касающуюся их отношения к сложившейся ситуации и принятых ими мерах. Или у них считается, что подобная работа с клиентами "в порядке вещей"?
Пользуюсь такси эпизодически. Недавно пытался уехать с работы "Спринтом"-продинамили час.
Сначала девушка неправильно записала телефон, а я сидел и ждал звонка, потом я перезвонил поинтересовался где техника, сказали что пришлют машину снова. Сижу- жду - опять тишина.
когда терпение лопнуло, звоню снова и выясняю что машина уже кого-то забрала вместо меня и они решили что заказ исполнен (позвонить даже не пытались). Уехал через час на "Драйве"-машина пришла сразу. Такая история.