Макроконтроль в сетевых стратегиях (окончание)
Макроконтроль в сетевых стратегиях (окончание)
Макроконтроль
в сетевых стратегиях
В предыдущем номере мы начали рассказ об основах макроконтроля (или макро) в сетевых стратегиях и описали три основных вида стратегического развития: раш, тех и равномерное развитие.
Следующей важной частью макростратегии является разведка. Лучше потерять несколько юнитов на разведке, чем потом целую армию в бою. Разведка нужна всегда, она обусловлена отсутствием универсальных стратегий. Одни юниты эффективно нейтрализуются («контрятся») другими, те, в свою очередь, третьими, таким образом, получается целая система. Для того чтобы знать, кого строить, вам надо разведать, что делает противник, и создавать свою армию исходя из этой информации. Каждая из рас обладает богатыми возможностями для разведки, однако основным разведчиком у всех является рабочий. Не жалейте одного в начале игры, чтобы узнать, где противник и что он задумал. Если разведчик сумел посмотреть базу врага и уйти оттуда живым, то отведите его в сторону – пусть стоит, с его помощью периодически обновляйте свои знания о постройках врага. Эльфы в Warcraft III могут развесить «светлячков» (аналог рабочих у расы людей) чуть ли не по всей карте для добычи ресурсов и попутно получать информацию о перемещении противника. Это удобное совмещение приятного с полезным, притом «светлячка» можно еще и уничтожить при приближении ненавистного врага, чтобы не дать врагу очков за его уничтожение. Люди могут пользоваться для разведки фермами: низкая стоимость и малое время постройки делает возможным их строительство на подходах к вашей базе. Если противник начнет ломать ферму, он потеряет преимущество внезапности и даст вам время подготовиться к обороне. Согласитесь, что лучше потерять ферму, чем пару зданий или месторождение ресурсов. Знание местоположения во многом зависит от вашей интуиции, внутреннего чувства времени. Зная время, необходимое на снос тех или иных нейтралов, можно предугадать время выхода противника в те или иные места карты. Общее стратегическое чутье приходит с опытом, хотя даже именитые игроки зачастую совершают непростительные ошибки.
На основе данных разведки следует выбирать и время нападения. Нападать надо в тот момент, когда противник претерпел денежные затраты на строительство зданий или развитие технологий, но они еще не начали себя окупать. Рассмотрим пример: в результате разведки вы обнаружили, что противник начал строить новую базу. Что делать? Если вы не допускали ошибок и не терпели крупных поражений до этого момента, то самым правильным в этой ситуации будет следующее решение: на все деньги строить юнитов до тех пор, пока не достроится новая база противника и не начнется выпуск первых рабочих. В этот момент надо напасть на нее и навязать сражение рядом с ней. Почему так? Все просто, ваш противник тратит на строительство базы и рабочих для нее большое количество ресурсов, следовательно, армия его будет меньше вашей. Соответственно, если вы строите базу, то в первые 2-3 минуты после окончания строительства следует избегать битв. Данное правило относится не только к строительству базы. Например, по тем же причинам противник будет более уязвим сразу после завершения апгрейда главного здания.
Еще один стратегический прием, который интересно рассмотреть, это харассмент (от английского harassment – агрессия). Харассмент перекочевал в Warcraft из Starcraft, где под ним понималась одновременная атака базы врага с нескольких сторон или одновременная атака разных баз. В Warcraft харассмент имеет несколько более широкое толкование, хотя используется реже. Сюда входит и траблинг (ранние забеги героя на базу врага с целью убийства рабочих), и атаки на базу с помощью дирижабля, а также мультикрипинг (одновременное уничтожение нескольких лагерей нейтралов с целью получения золота, опыта и артефактов). Такая возможность появилась в игре The Frozen Throne (продолжение Warcraft III), поскольку опыт теперь героям дают независимо от того, на каком расстоянии от них происходит битва. Вы можете одним героем суетиться на базе врага, а в это время отрядом пехоты выносить слабых нейтралов, получая деньги и зарабатывая опыт герою. В той же игре есть возможность покупать наемников в первую ночь, можно нанять дирижабль для траблинга героем и затем, с его помощью залетев с тыла на базу врага, убивать рабочих, а при приближении армии врага отлетать на безопасное расстояние.
Еще один важный пункт в макро – это выбор места сражения. Здесь есть несколько общих правил, которыми следует руководствоваться:
1. Проще драться у себя на базе, т.к. у всех рас база так или иначе дает преимущество на ее территории.
2. Если на карте есть магазин, старайтесь сделать так, чтобы в драке вы оказались спиной к нему, это позволит вам периодически отступать героями и покупать свитки лечения и защиты.
3. Если ваша армия содержит большое количество стрелковых юнитов, навязывайте сражение в узких местах и проходах, это затруднит перемещение контактных юнитов врага, приведет к толкотне в его рядах.
4. Перед началом битвы всегда старайтесь оказаться на возвышенности. Помните, что стрелки противника имеют 25% вероятность промаха при стрельбе снизу вверх.
––––––
Окончание. Начало см. «Навигатор» №3.
Комментарии