Лариса Подистова: Ценю бесстрашную искренность
Лариса Подистова: Ценю бесстрашную искренность
В 2005 году, к своему 10-летнему юбилею, «Навигатор» выпустил поэтический сборник «Горсть серебра», куда вошли лучшие стихотворения, печатавшиеся в газете. Эта книжка только сейчас попала мне в руки. Не умаляя достоинств других авторов, признаюсь, что особенное впечатление произвели стихи Ларисы Подистовой. Так бывает – прочтешь, и кажется, что это твое. Мне стало интересно познакомиться не только с творчеством Ларисы, но и с ней самой.
– Лариса, когда вы начали писать?
– Первое стихотворение было написано в 14 лет. Можно сказать, на спор. Все пишут, а я чем хуже? Моя подруга, несмотря на юный возраст, вращалась в местных поэтических кругах (дело было в Якутии, в г. Мирном). Ее отец был довольно известным поэтом, одну песню на его стихи даже исполняла Пугачева. Еще у меня был одноклассник, который печатался в городской газете, входил в литобъединение. Мама ставила его в пример… Вот я и решила попробовать. А так как собственных переживаний было маловато, то я, начитавшись Майна Рида, разразилась длиннющей балладой о Всаднике без головы. Слава богу, у меня хватило ума никому это «творение» не показывать.
Потом увлеклась фантастикой, и из меня полились стихи о космосе. Целая тетрадь с тех времен сохранилась, я недавно нашла и перечитала. Там все в порядке с рифмами, с чувством ритма… В общем, есть все, кроме того, что делает стихи стихами, – авторской личности и необычных образов.
– Ваши взрослые стихи написаны не только интересно, искренне, но и мастеровито. Помогает филологическое образование?
– Скорее, это от природы или воспитания. Моя мама позаботилась о том, чтобы я читала хорошие книжки. Конечно, как и всем, приходилось учить стихи про дедушку Ленина, но уже в детском саду я знала наизусть сказки Пушкина. Дома стояли собрания сочинений классиков, до которых я довольно рано добралась. Может, это было не детское чтение, но не думаю, чтобы оно мне повредило.
Лет до 15 я не думала, что буду всерьез писать стихи. А потом начались первые школьные любови и связанные с этим переживания. В университете я оказалась в творческой компании, мы друг друга вдохновляли и поддерживали. Стихи рождались сами собой, наверное, такой легкости письма у меня больше никогда не было.
В молодости многие проходят через это. Не у всех такая потребность остается на всю жизнь. И потом, поэзия – это всегда особый взгляд, умение разглядеть в обычных вещах какие-то иные, непривычные детали и смыслы. Если такого взгляда нет, нет и стиха, какие бы изысканные рифмы ты ни подобрал.
– Вы закончили гумфак НГУ, но перед этим была ФМШ. У вас были способности и к точным наукам?
– Да, я даже подумывала о профессии астрофизика, но гуманитарная половина моей натуры победила. Помогла, как ни странно, физматшкола. Там ведь почти университетская программа, и когда я представила, что вот этим придется заниматься всю жизнь, то глубоко призадумалась. И выбрала филологию, о чем никогда не жалела.
– После университета вы преподавали русский язык и литературу в школе. Это был осознанный шаг?
– Я бы не сказала, что чувствовала к этому призвание. Но мне хотелось остаться в Академгородке, а с жильем было туго. Учителям давали общежитие, вот я и пошла в школу. И… задержалась там.
– Сейчас вы с мужем работаете в газете «Француженка» школы №162. Работа с детьми доставляет вам удовольствие?
– Да. На уроках приходилось уделять много внимания дисциплине, заставлять класс работать. Где-то и кулаком по столу постучать. Я преклоняюсь перед коллегами, которые всю жизнь отдают преподаванию основных предметов. Меня на это не хватило.
В редакции школьной газеты совсем другая атмосфера. Сюда дети приходят заинтересованными, с желанием работать.
Наши юнкоры, как правило, делятся на две категории. Первые – это уже «готовенькие», с природными задатками к журналистике и литературе. Вот как наша звездочка Катя Языкова или Аня Гаранина. Их материалы практически не требовали правки, разве что приходилось «со слезами на глазах» сокращать.
Вторая категория – те, кто приходил иногда случайно, за компанию. Первые их материалы приходилось много править, объяснять авторам, что не так и как надо. Но у этих ребят было горячее желание работать, писать. И через год-два они выдавали прекрасные материалы, которые даже побеждали на городских конкурсах.
– А школьники знают, что вы пишите стихи?
– Многие знают. Как-то выяснилось, что в нашей школе есть несколько человек – учителей и выпускников, – у которых вышли книжки. Мы сделали специальный «литературный» номер «Француженки». Там и про меня была заметка.
– Вам дети по этому поводу что-нибудь говорили?
– Почти ничего. У них тот возраст, когда они больше поглощены собой, своими проблемами, своим творчеством. Вспоминаю себя подростком, я тоже в этом смысле была малолюбопытным человеком.
– И тем не менее, кто из поэтов или писателей повлиял на вас?
– В разное время – разные. Например, Гумилев. В университете сокурсница однажды принесла на лекцию «Огонек» с его подборкой, и я всю лекцию переписывала стихи в тетрадь, такое было сильное ощущение духовного родства.
Позже на меня сильно повлиял Борис Чичибабин. Прежде всего – простотой слов, за которой огромная внутренняя глубина.
– Лариса, вы делите поэзию на мужскую и женскую?
– Я не знаю, что такое женская поэзия. Скажем, стихи Эмили Дикинсон – это женская поэзия или нет? А Цветаева и Ахматова? Мне не интересно, когда женщины-поэтессы заняты только своим внутренним миром, причем этот мир ограничивается любовными переживаниями. Может, просто я сама не чувствую, что могу сказать в этой области что-то новое, что бы затронуло читателя и меня саму. Пишешь ведь в первую очередь для себя, а уже потом для кого-то.
– Мне показалось, в ваших стихах присутствуют три главные темы:
1. Стремление познать Бога.
2. Одиночество. Не то, которым человек тяготится, а то, что помогает глубже заглянуть в себя («Доля поэта – путь иноверца», – писали вы в стихотворении «Только слова»).
3. Тоска по прошлому. Как будто вы сами жили в те далекие времена. Замкнутость временного круга (// Снятся песни и люди забытых земель, // Снова древности золото жарко влечет).
Что вы сами можете сказать об этом?
– В существовании Бога не сомневаюсь. Я росла в семье не то что бы атеистической, скорее равнодушной в религиозном отношении. Хотя в том, что «религия – опиум для народа», у моих родителей сомнений не было. Но они дети своего времени. Я же лет в 16-17 стала осознавать, что меня ведет по жизни некая сила, не только предоставляющая выбор, но и помогающая выбрать правильно.
– А тема одиночества? Ведь вы не одинокий человек.
– У меня часто возникает потребность в одиночестве. Это происходит волнами. То я «ложусь на дно» – сижу в своем уголке, что-то делаю. То вдруг спохватываюсь: «Что-то я давно людей не видела!» – и начинаю бурно общаться.
– А на какой волне лучше пишется?
– По-разному. И когда я погружена в себя, и под впечатлением от общения, каких-то событий. Был период, когда два года стихи вообще не приходили. Думала, все ушло. А потом за год-полтора родилось то, из чего получился сборник «Критские сны». Это как раз тот случай, когда вдохновляло общение.
Друг подключил меня к интернету. Я вышла в Сеть, смотрю: там куча литературных сайтов, где люди вывешивают свои тексты, читают друг друга, обсуждают. Решила попробовать и поместила свои стихи. Меня тут же разнесли в пух и прах. Но спустя какое-то время нашлись единомышленники и почитатели. Очень приятно было ощущать поддержку от совершенно незнакомых людей.
В интернете мы познакомились с моим соавтором по сборнику москвичом Константином Андреевым. Оказалось, что у нас с Костей общие темы, схожее ощущение жизни. В его стихах тоже есть тоска по прошлому, по временам, когда мир и люди были масштабнее. Впрочем, так нам видится из нашего времени. Любую эпоху можно оценить, только когда она уже закончилась, – по тому лучшему, что в ней было, или, наоборот, по худшему.
– Общие темы, ощущения, безусловно, роднят людей. А какие внутренние качества должны присутствовать в человеке, чтобы он стал вам близок?
– Искренность в первую очередь. Это то, что есть в Косте, и то, за что я когда-то влюбилась в моего мужа. Искренность до бесстрашия, когда человек не боится, что, открывшись, он подставится под удар.
Еще щедрость, пожалуй. Опять-таки без боязни быть обманутым в своих лучших чувствах, без опасения, что тебя используют.
Ну, и творческая жилка должна быть, чтобы жизнь не ограничивалась обыденным зарабатыванием денег для собственного комфорта. Чтобы человек умел посмотреть на мир с высоты.
– География ваших стихов очень обширна: Восток, средневековая Европа, античная Греция. Обо всем этом написано очень живо. Вы путешествуете?
– Только в мечтах. В этом смысле я абсолютно книжный человек. Альгамбра с ее многовековой историей, Крит… Все это будоражит воображение. И потом, меня сильно вдохновлял Костя. В отличие от меня он побывал почти во всех местах, о которых написаны его стихи. Возвращаясь, он тут же присылал подробный отчет. А поскольку рассказчик он незаурядный, картинки перед моими глазами оживали.
– Вопрос из области вашей любимой фантастики. Если бы была возможность переселиться в прошлое, где бы вы хотели оказаться?
– Я привязана к своему времени, и жить мне хочется здесь и сейчас, разве что немного по-другому. Но если все-таки рассмотреть возможность путешествия во времени и пространстве, то, наверное, это была бы Англия викторианской и предвикторианской эпохи.
– Чем она вас привлекает?
– Эта эпоха была такой, я бы сказала, камерной, уютной. Добропорядочной.
– И скучной.
– Скучной вряд ли. Это только с виду все благопристойно, а войдешь в дом, там страсти кипят. Кроме того, это эпоха расцвета Британской империи. Фоном для камерности были колониальные войны. Мне хотелось бы почувствовать, каково это.
Наша сегодняшняя жизнь настолько неустойчивая. Вроде бы и зарплату уже вовремя платят, и обходится без особых потрясений, но не покидает ощущение, что живешь на пороховой бочке. Не знаешь, что будет завтра. Вот и хочется куда-нибудь удрать ненадолго. Посмотреть, отдохнуть от суеты, успокоиться… А потом вернуться обратно, в этот круговорот, уже, наверное, с несколько другим ощущением жизни.
– Вы как-то сказали, что сейчас не пишется: мол, жизнь такая. Вы имели в виду социум или свое внутреннее состояние?
– И то и другое. Для того чтобы появились стихи, нужно свободное место в душе. Такое ощущение, что сейчас этого места слишком мало. Стихи приходят обрывочно, по две-четыре строчки. Смотришь и понимаешь, что из этого могло бы получиться что-то хорошее, но развития темы не происходит.
Проза пишется – и реалистическая, и фантастика. Звездолетов там уже практически нет, сюжет все чаще строится на историческом материале, а если это будущее, то очень близкое.
– Расскажите немного о ваших близких. Они тоже творческие люди?
– Мой муж Андрей пишет прозу, работает в жанре фантастического детектива. Дочь учится в 130-м лицее и художественной школе. Для своих 14 лет она неплохой график. У нее гуманитарный склад ума. История, литература даются ей лучше всего.
– А как она относится к маминому творчеству? Или она тоже в том возрасте, когда больше поглощена собой?
– Ей, как правило, нравится. Я втайне надеюсь, что у нас в семье растет свой художник-иллюстратор. Ну, и писать она тоже пытается – родительский пример заразителен. Кстати, один из моих главных критериев – писать так, чтобы не стыдно было показать собственному ребенку, сейчас или когда вырастет. Поэтому стараюсь не ударяться в «чернуху». А то иногда, знаете ли, приходят мрачные строчки.
Таких строк в поэзии Ларисы Подистовой я нашла не много, зато заметила, что ее стихи вызывают у меня ассоциацию с осенним солнцем. Грустный свет или светлая грусть.
Впрочем, можно ли сказать о поэте лучше его стихов?
Выпьешь кофе из любимой чашки –
Пусть слегка горчит на языке.
И какой бы день ни выпал тяжкий,
В новый путь выходишь налегке.
В сонме дел, где ни моста, ни брода,
Ни границ, ни края, ни межи –
Вспомнишь: полдень, яркая природа,
Лето, детство, впереди – вся жизнь…
Прошлого сияющие нити –
С радостью доверчивая связь,
С ней опять меня соедините,
Чтоб судьба моя не прервалась!
Город жарко, беспокойно дышит.
Но спасают, только позови,
Как рука, протянутая свыше,
Прежние мгновения любви.
Ирина ТЕМНОВА
Комментарии
Викторианская, предвикторианская Англия ... удивительно, хочешь заплакать и не можешь, а тут я заплакала...
Вы как поэт смогли бы выразить всю сумятицу, всю боль, а я не могу, только грешу ропщу... Господь милосерд...
Saint George. И у нас и у них. Почему мы так нетерпимы ?
Необыкновенный покой от зеленых лужаек... Lawford ... иду в церковь Англии,
хотя до поездки искала на сайте православные приходы, нашла в Лондоне - Успенья Божьей Матери (интересная статья прихожан 50:50), автор знает оба языка, говорит что некорые слова не возможно перевести на английский, от русских веет Святым Духом. Служба попеременно читается то на английском, то на русском. Перешли в Греческию ... т.е. были свои нестроения. Нахожу сайт православной церкви в Felixstowe, успокаиваюсь видя иконы... Но это далеко от Lawford, куда еду. Еду со страхом...
Аропорт Хитроу, Англия открылась из тумана буквально за несколько минут до посадки. Зеленые лужайки, лошади, домики рядами...
Сразу в подземку, вагоны уютны. Пересадка на Liverpool Street. Крытая станция. Первый визит в паб.
Яблочное вино - сидр. О людях молчу. Другие. (Позже прочла уже вернувшись в наш Благовещенский храм - приветливость обязанность христиан).
Иду в церковь Англии. Каменное готическое здание. Во дворе всегда рос дуб, для изготовления луков для воинов. Захожу одна, ни кого, нет икон, мозаика, становлюсь на колени, молюсь. В следующий раз пришла на службу, сидят, детей как и у нас много, они бегают, воскресная школа... даже не поняла служба ли... не осуждаю... просто слушаю ... попросили встать ... читают... коснулось сердца, молятся...
Come... let us return to our Lord.
Мне, кажется это было сказано перед чтением псалмов.
Вышла, избегая общения, пошла к могилам, плитам каменным, облупившимся. XIX век очень полюбила одну плиту и потом приходила к ней еще ... Louisa and William Scott . She reliased from cares and constant pains... жила с верой в Бога, в любви к ближним, муж ушел на 30 лет позже. От чего она страдала ? Душевные ли муки или ?
Едем в Colchester. Замок римский. Не захотела заходить внутрь. А в следующий раз иду и вижу прямо перед собой Orthodox church. Глазам не поверила. Мать Императора Констатнтина первого православного римcкого императора родилась в Колчестере. Его величали British Flower. Святая Елена , которая нашла крест, на котором распяли Христа покровительница Колчестера. Так была удивлена и рада.
Церковь закрыта. В следующий раз торжественно, надев сарафан, приехали на службу. Здесь благословилась у священника. Иконы. Опять же было время побыть одной, порадоваться.
Служил один священник без хора . Опять меня не оттолкнул английский. Слышала только службу... мне показалось, что служба на греческом, может распев... Ушла попросив прощения.
На службе мы были вдвоем с Майклом. Подходил еще один прихожанин, он немного помог в алтаре, положил пожертвование, поставил свечи и ушел до окончания службы.
Holy Father Felix pray to God for us.
Лариса, думаю Вы бы написали больше стихов, если бы смогли съездить в Англию. Человек, в гости к которому ездила, тоже как и Ваш муж привлек меня своей искренностью, умением сострадать. Мне стыдно, что я приняла его хуже, чем он меня. Не могу сказать обо всей Англии (Ливерпуль бомбили немцы), но там где я побыла необычайно зелено, тихо, пары седых пожилых англичан умиляли. Если встретишься на дорожке непременно поблагодарят, если посторонишься. Незнакомые здороваются, если едешь на велосипеде... а в детстве мой друг боялся Russian ракет (забыла как пишется).
Мне бы очень хотелось, чтобы Вы познакомились с М. , хотелось бы почитать Ваши стихи, любила Тургенева, Толстого, Блока, Ахматову. Сейчас сын мало читает ... жаль. Простите.
Спаси Господи.