• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 09:10 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 6 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Кубики Зайцева

    Кубики Зайцева

        Школа для родителей -   >>>


     

      

    Методики раннего развития

    Часть 2. Кубики Зайцева

    Среди способов обучения чтению широко известна методика петербургского педагога Н. Зайцева, по которой можно научить читать ребенка любого возраста, а также взрослого, не владеющего русским языком. Для обучения чтению Зайцев воспользовался кубиками собственного изобретения и специальными таблицами. С помощью кубиков и таблиц можно также обучать математике и чтению на иностранных языках, такие пособия уже разработаны. Особенности этой методики заключаются в следующем:

    -    обучение чтению ведется не по буквам, а по складам. Склад – это сочетание звуков согласный + гласный, из которого, по мнению Зайцева, и состоят слова в русском языке;

    -    кубики со складами отличаются друг от друга шумовыми наполнителями (железными опилками, крышками, крупой и т.д.), размером и цветом. Это должно создавать ассоциации с качеством звуков (глухой шум – глухой согласный, звонкий «металлический» шум – звонкий согласный) и способом артикуляции (маленький кубик – меньший объем резонатора);

    -    кубики и таблицы предъявляются ребенку все сразу – в отличие от традиционных букварей «от буквы к букве».

    Кроме того, автор методики уделяет большое внимание творческому подходу в работе с материалом (не предлагает жесткой программы, только ряд игр с использованием кубиков), а также физиологичному поведению детей во время занятий (разрешается лежать, стоять, ходить, залезать на шведскую стенку).

    Результаты этой методики проявляются довольно быстро, причем педагоги и родители, с которыми я беседовала, отмечают, что особенно эффективно идет работа с детьми дошкольного возраста (5-6 лет), но не младше. Двух-, трехлетки зачастую не воспринимают кубики как обучающие, а используют их для строительства домиков, гремят ими как погремушками, пытаются достать содержимое. Образовательный эффект сводится к нулю.

    Несмотря на кажущуюся безобидность этой методики, в ней есть ряд моментов, над которыми стоит задуматься.

    Момент первый – научная достоверность. На страницах пособий автор сплошь и рядом делает заявления, сомнительные с точки зрения лингвистики. Например: «Фонема – остроумное изобретение французов, в русском языке она не нужна», «после Б, В, Т, на месте мягкого знака есть гласный, который, экономя, договорились письменно не оформлять. Предки чувствовали все это, считая Ъ и Ь гласными» и т.д. Этих примеров так много, что они ставят под сомнение компетенцию автора.

    Момент второй – количество складов. Их более 200 (!). Букв, как известно, всего 33. Однако автор утверждает, что учить нужно именно склады. Вероятно, так делают те, кто учит японский (с его слоговыми азбуками), но зачем это русскоязычным детям – остается гадать.

    И, наконец, момент третий: навык чтения по складам противоречит школьной системе чтения по буквам. А это значит, что вашему ребенку придется учиться читать заново. И делать такие (обязательные) виды разборов, как фонетический, словообразовательный, по составу, ему будет намного труднее. Автор обвиняет школу в навязывании этих бессмысленных процедур, в злоупотреблении терминологией, но «виновата» в этом не школа, а родной русский язык, в котором азбука, увы, не складовая, а буквенная.

    В заключение мне хотелось высказать свое мнение как филолога: да, кубики Зайцева могут дать краткосрочный результат – ребенок начнет читать и считать. Но не стоит ожидать, что методика, построенная на спорных или даже неверных научных основаниях, даст качественный долгосрочный результат. Об этом свидетельствуют и многие специалисты: у детей, научившихся читать по кубикам Зайцева, в школе наблюдаются расстройства речи и письма.

    Материал для статьи собран при содействии школы «Современные родители» и сайта sibmama.ru.

    Евгения ЛУНДИНА.


    06.11.2011, 08:03 нка к обучению.
    Я работаю по методике Зайцева.Думаю,что нужно вплетать традиционные методы обучения чтению в с игру с кубиками.Учить ребёнка только по кубикам Зайцева не стоит.Ведь , придя в школу столкнётся с другой методикой обучения.Что бы этот переход был плавным,можно просто играть с кубиками и работать по букварю.Игровой момент всегда стимулирует ребёнка к обучению.
    07.10.2008, 16:07 Бетмент

    Здравствуйте! У меня двое детей. Старшей девочке зимой исполнится 4 года, а младшей - 5 месяцев. Так вот я только чейчас стала интересоваться информацией, касающейся раннего развития. Кубики Зайцева фигурируют на многих интернет-ресурсах. Эта методика экспонируется как продуктивная. Но получается, что комментарии иного содержания редко встречаются. Я подробно не вчитывалась, но тоже захотела купить такие кубики. На эту страничку зашла совершенно случайно. Ивоо теперь думаю, что спешить не стоит. А вы не могли бы подробнее охарактеризовать эту методику? Спасибо.


    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Папа – праздник, мама – цербер
    340 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Кому нужен школьный проект
    400 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Где заканчивается родительская ответственность
    359 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Обозвали нищебродом
    1137 1
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Раздражает родная дочь
    440 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Тянули дочь в науку
    597 0
    "Навигатор" № 37 (1459) от 20.09.24

    Популярное