Кто варится в инновационном бульоне?
Кто варится в инновационном бульоне?
Близится к завершению Зимняя школа Академпарка. Ее участники готовятся к финальному представлению своих инновационных проектов. Своими впечатлениями о школе с корреспондентом «Навигатора» поделился директор ЗАО «Медико-биологический Союз» Михаил ЛОСЕВ – эксперт и один из идеологов секции «Наноматериалы и биотехнологии».
– Михаил Викторович, секция «Наноматериалы и биотехнологии» в рамках школы Академпарка была представлена впервые. В чем ее основная специфика?
– Академпарк позиционирует себя как мультидисциплинарный центр, включающий медико-биологический кластер, поэтому появление секции биотехнологий закономерно. В процессе работы объединились с секцией «Нанотехнологии и новые материалы». В этих отраслях, как правило, не ищут решений, которые носят ограниченный рыночный характер – задачи ставятся в пределах отраслевого сегмента. Это, в свою очередь, порождает широкий спектр дополнительных вопросов, связанных со стандартами отрасли. Вот и получается, что выход бизнеса на доходный уровень здесь занимает гораздо больше времени, чем, например, в IT-сфере. Не каждый бизнесмен готов тратить 3-5 лет жизни, чтобы его компания стала доходной, причем успех предприятия отнюдь не гарантирован.
– Но школа Академпарка по большей части и рассчитана на создание «быстрых» бизнесов!
– За месяц работы это просто невозможно. Гораздо реальнее, например, сформировать идею проекта, проработать ее содержание. Нашей главной целью было не обсуждение узких вопросов, а изменение мировоззрения участников. Они приходят к нам со своими фантазиями, и мы их учим логике зарабатывания денег. Кстати говоря, эта логика существенно проще, чем квантовая механика, которой владеет половина студентов НГУ! Важен взгляд на мир: одни видят в нем социальную самореализацию, а другие – реальную экономику знаний и движение денег. Именно вторые могут стать инновационными предпринимателями. Смысл их деятельности – не только продать инновационный продукт, но и создать условия для его появления.
– Какие же проекты, представленные в секции, Вам больше всего запомнились?
– Расскажу о тех, которые интересны с точки зрения бизнеса. Это проект создания компьютерного центра для моделирования, проектирования и анализа новых химических веществ и материалов. Его услуги могут быть полезны разработчикам синтетических материалов. Другой интересный проект связан с генной диагностикой: это уже действующий бизнес, поэтому с ребятами мы обсуждали, как оптимизировать работу и правильно себя позиционировать на рынке.
Возможно, кого-то из участников мы попробуем задействовать в нынешних проектах нашей компании. Ошибка многих, кто сюда приходит, в том, что они пытаются черпать информацию, касающуюся только собственного проекта. Но сперва необходимо освоить фундамент предпринимательской деятельности! Тогда и свой проект увидите другими глазами, без влияния старых стереотипов. Не пытайтесь уверить себя, что все проблемы решатся, как только узнаете, как составить бизнес-план или зарегистрировать предприятие.
– Получается, эффективность работы школы измеряется не только количеством созданных стартапов?
– Конечно! Мы набираем молодых людей, которые практически никогда не зарабатывали деньги, и пытаемся их сознание подвинуть в сторону создания бизнеса. Ждать от этих действий быстрого результата просто бессмысленно. Люди годами совершают одни и те же ошибки, пока в их сознании что-то не «щелкает». Необходимо выработать более реальные маркеры эффективности. Мне кажется, что и подбор участников тоже можно оптимизировать. Привлечь людей определенного психотипа – тех, кто способен стать предпринимателем, – реально только с помощью правильного информационного позиционирования.
– Какого, например?
– Пока школа Академпарка представляется мне большой социальной тусовкой. На любые подобные мероприятия чаще стягиваются люди с общественным уклоном. А где вы видели предпринимателя и уж тем более инноватора с такой психологией? Они все индивидуалисты, немного асоциалы – именно это помогает им выйти за рамки стереотипов и создать что-то новое. Они способны брать на себя риск и тащить своей энергией научную идею в экономику. На таких и нужно ориентироваться. Хотя эти знания, безусловно, полезны и ученым, и разработчикам. Те, кто интересуется экономикой знаний, должны разговаривать на одном языке. Без малого нет большого: только так мы сможем создать энергичное, деятельное сообщество – тот «инновационный бульон», которым питаются все крупные компании, в том числе и на Западе.
Елена НОСОВА
Комментарии