Китаю нужна наша помощь
Китаю нужна наша помощь
На прошлой неделе председатель СО РАН академик
Бурный рост промышленного производства в Китае привел не только к увеличению благосостояния граждан Поднебесной, но и к серьезному загрязнению окружающей среды. Китайская экономика по объему гораздо ближе к США, чем к России, а квота Китая на выделение двуокиси углерода в атмосферу в разы меньше американской. Свои экологические проблемы США решает за счет использования ресурсов стран третьего мира, а Китай, не имея такой возможности, вынужден размещать производства на своей территории. КНР – крупнейший производитель кожи, отделка которой происходит с использованием ядовитых хромсодержащих веществ. Почти вся электроника также делается в Китае, и когда отходы этих предприятий (например, цианиды) спускают в реки, рыба гибнет. Для страны, где рыба – один из основных продуктов питания, это серьезный удар по экономике. Более того, река Сунгари, на которой стоят крупнейшие химические комбинаты Китая, впадает в Амур, стремительно отравляя и его. За помощью в решении этих проблем Китай обратился к мировому сообществу, и в первую очередь к России.
Председатель торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, также участвовавший в китайском форуме, в своем выступлении заявил, что у России есть возможность предоставить Китаю новые технологические решения, поскольку уровень науки у нас несравнимо выше. К тому же сегодня в России, отметил он, курс на создание инновационных технологий поддерживает Правительство РФ, по решению которого организуют наукограды и технопарки.
Сибирское отделение РАН уже имело опыт сотрудничества с Китаем. В последние годы СО РАН принимало активное участие в организации трех технопарков в Китае, но выгоды от такого сотрудничества для России пока невелики. Исключением стал недавний проект организации производства литиево-ионных аккумуляторов высокой мощности на основе разработки Института химии твердого тела и механохимии СО РАН и сырья Новосибирского завода химконцентратов. Эти аккумуляторы станут основой для создания экологически чистого городского электротранспорта и мощных источников бесперебойного питания. Для реализации проекта создано совместное предприятие «РОСНАНО» и китайской компании Thunder Sky Group Limited. Объем инвестиций – 12,8 млрд руб., а стоимость полученной продукции, как предполагается, будет примерно вдвое ниже, чем у крупных производителей, таких как Toshiba и Sony.
Пророки в чужом отечестве
Многие из вышеописанных экологических проблем не чужды и России. Конечно, хотелось бы реализовать имеющиеся технологии в своем Отечестве. Однако результат получает тот, кто готов за него платить, и при таком раскладе российские ученые неизбежно будут работать на Китай.
В результате сотрудничество с Китаем для ученых порой более продуктивно и осмысленно, чем с отечественными производителями – по крайней мере, наши разработки получают реализацию, а наука – дополнительный источник финансирования. С другой стороны – решать чужие проблемы за деньги, оставляя свои за кадром, значит стать «сапожником без сапог». Первый крупный совместный проект дает основание надеяться, что «сапоги» у нас все-таки будут.
– Если такие проекты, как производство литиево-ионных батарей будут появляться и дальше, Россия сможет повернуть поток сырья обратно и начать, наконец, экспорт готовой продукции, что в разы прибыльнее, – говорит ученый секретарь СО РАН Николай Ляхов. – У нас почему-то плохо понимают, что экспорт сырья это и экспорт рабочих мест. Россия попросту теряет кадры, покупая чужие трудовые ресурсы. Мы одеты во все китайское и пользуемся их товарами, и если они внезапно решат повысить цены, у нас уже не будет альтернативы.
Впрочем, ситуация медленно, но верно меняется к лучшему. В конце прошлой недели администрацией НСО принято постановление о поддержке Новосибирского научного центра. Одна из первоочередных задач – создание фонда поддержки науки и инноваций. Планируется финансирование разработок в области силовой электроники, композитных материалов и приборостроения. В настоящее время уже выделено 37 млн руб. на организацию производства технической керамики компанией «НЭВЗ-Союз» (бывший Новосибирский электровакуумный завод) на основе разработок Института химии твердого тела и механохимии СО РАН. Проект подан на конкурс корпорации «РОСНАНО» и имеет все шансы стать одним из крупнейших в Сибирском регионе.
Третья электронная держава
Сегодня Китай прочно занял место СССР, который был третьей электронной державой мира.
– Когда-то в 90-х меня спрашивали, почему возглавляемый мной Институт физики полупроводников СО РАН, не уступающий по уровню исследований ведущим мировым центрам, не получает миллиардные контракты, – вспоминает председатель СО РАН, – ведь эта отрасль действительно одна из самых доходных и выгодных в мире. Студентам, проходящим практику в ИФП Сибирского отделения, я так и объясняю, что заниматься полупроводниками – это почти как печатать деньги. Если на кремниевую пластину с чипами уложить стодолларовые купюры, то полученная сумма с большой точностью совпадет с ее стоимостью на рынке. В начале века Нобелевский лауреат Жорес Алферов создал рабочую группу, в которой я отвечал за коммерциализацию кремниевой продукции – узнавал потребности Минобороны, железной дороги, пограничников. В результате была создана программа конкретных действий. Но Минобрнауки РФ отказалось финансировать дальнейшую деятельность.
По мнению
Однако даже ими можно заниматься по принципу срочного латания дыр, а можно выделять средства на разработку комплексных решений. Пока в России этого не происходит, у ученых появляется хороший шанс попробовать свои силы на китайской ниве. Кроме того, получив опыт разработки многочисленных приложений для Китая, СО РАН будет иметь возможность реализовать такие проекты и в России, когда на то появится высшая воля государства или интерес со стороны крупного бизнеса.
Мария ШКОЛЬНИК
Комментарии
гр. Асеев предлагает свои услуги, а они китайцем не нужны им нужны нефть и газ желательно просто так.