Как учить и учиться в 21 веке
Как учить и учиться в 21 веке
Под таким названием в образовательном центре «Горностай» прошла тренинг-конференция для педагогов из Новосибирска и других городов России. Учителя размышляли о перспективах школьного образования, обсуждали профессии будущего, делились опытом использования современных технологий в обучении детей.
В будущее на всех скоростях
Не смелость, но скорость в приоритетах сегодняшнего общества. И задачу как эту физическую данность себе подчинить решают все образовательные учреждения. Другое дело, что современная школа не всегда успевает реагировать на вызовы времени, мир меняется стремительно и нужно постоянно увеличивать темп, отметил в своём выступлении директор Сибирского экологического центра Александр Дубынин. Поэтому педагогам так важно знать о новых мировых и российских трендах образования, опыте своих коллег.
Настоящее и будущее общеобразовательной школы педагоги во многом связывают с передовыми информационными технологиями. Речь идёт о «видеолекциях», которые транслируются через Skype, различных формах дистанционного обучения школьников и педагогов, телеконференциях, сетевых российских и международных конкурсах, виртуальных библиотеках с электронными учебниками и пособиями-мультимедиа, а также других онлайн-методах работы со школьниками.
Один из успешных проектов новосибирских педагогов – курс бесплатных видеоуроков по физике, выложенный на ресурсе «Get-A-Class.ru». По словам разработчиков, такой онлайн-учебник позволяет школьнику получить фундаментальные знания в интересной и доступной форме, а также проверить их.
– Обучающие ролики не только объясняют физическое явление, но и рассказывают о том, как было сделано открытие и где его можно использовать. Кроме того, с помощью онлайн-инструментов ученики могут проверить свои знания, подготовиться к контрольным работам и экзаменам. Для преподавателей школ создан банк задач, который облегчит им рутинную работу по подготовке к ГИА и ЕГЭ, – рассказывает Максим Буданцев, учитель физики и один из авторов проекта.
Как говорят разработчики, ребята и педагоги уже оценили возможности нового ресурса, а также насколько просто и удобно им пользоваться.
Доктор биологический наук, профессор кафедры цитологии и генетики ФЕН НГУ Павел Бородин рассказал участникам тренинга о том, как зарубежные институты используют в своей деятельности просветительские и образовательные сайты. Благодаря веб-камерам, расположенным в местах обитания диких животных, пользователи помогают учёным определять виды птиц, зверей, рыб, попавших в объективы, и составляют их подробное описание. В помощь начинающим биологам на сайтах выложены подробные энциклопедии.
– Бывает, что до поздней ночи я не ложусь спать, увлечённый описанием какой-нибудь птички или обезьянки. Кроме того, даже если кто-то ошибся – ничего страшного, одновременно одну и ту же картинку видят тысячи пользователей по всему миру и конечный результат определяется по совокупности, – поясняет Павел Михайлович.
Соответствовать вызовам времени
Кроме покорения виртуальных просторов в задачу обновления образовательного процесса входит изменение процесса взаимодействия между учителем и учеником. Нынешний формат обучения – накачать школьнику в голову побольше знаний и отпустить на все четыре стороны – можно считать архаизмом.
– Обучая детей фундаментальным знаниям, современная школа не готовит их к жизни в обществе, – считает автор проекта «Школа детей для детей» Марина Чешева. – Недавно мы провели опрос среди учеников, результаты которого оптимизма точно не внушают. Больше половины респондентов высказали мнение, что школа формирует множество неадаптивных социальных установок: не перечить общественному мнению, не искать поддержки у товарищей, не быть выскочкой.
Проект уже несколько лет реализуется на базе нескольких школ области, а также гимназии №3 в Академгородке. Его задача отражена в названии – дети учат друг друга тому, что знают, сами выстраивают учебный процесс, организовывают мероприятия и распределяют между ними время.
– Никто никому не даёт поручений, – говорит Марина Николаевна. – Каждый ребёнок сам определяет свою зону ответственности.
Дмитрий Судаков из школы управления Сколково представил проект «Атлас новых профессий». В этом альманахе авторы постарались объяснить, какие навыки и компетенции будут востребованы в будущем, и как изменится структура рынка труда в ближайшие 15-20 лет.
– Самый популярный вопрос, который мне задают: на кого пойти учиться? – рассказывает Дмитрий Александрович. – Однако ответить на него невозможно. В современном мире люди не выбирают профессию один раз и на всю жизнь, часто меняют место работы, а иногда и сферу деятельности. Сам я по базовому образованию экономист, но всегда мечтал стать лингвистом. Думаю, когда-нибудь приду работать в эту сферу.
Сейчас к изданию готовится уже третий выпуск «Атласа». По прогнозам экспертов к 2030 году на рынке появятся около двухсот новых профессий, около шестидесяти исчезнут. Как отметил Судаков, для каждой специальности составители выделили надпрофессиональные навыки, среди которых – умение масштабно мыслить, работать в условиях быстрой смены задач, управлять процессами, выдерживать режим неопределённости. Понятно, что учиться этому нужно со школьной скамьи.
– Поэтому перед руководителями образовательных учреждений стоит сегодня непростая задача – выстроить учебный процесс таким образом, чтобы у детей могли сформироваться компетенции, необходимые для успешной реализации в будущем. И здесь очень важно понимать, каким будет мир через 5, 10, 15 лет. К сожалению, современной школе до решения этой проблемы пока далеко, – считает Дмитрий Судаков. – Ведь постулируем мы одно, а на деле получается совсем другое. Так на всех конференция педагоги в голос твердят о развитии творческого мышления, а в программе – по-прежнему стандартизированные задачи. Мы предлагаем детям получать опыт, учиться на своих ошибках и тут же за эти ошибки наказываем. Так что, пожалуй, самый актуальный вопрос, который придётся решать современной школе, – научиться новому видению и мышлению.
Дмитрий БОРОЗДИН
Комментарии