• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 12:06 понедельник, 06 мая
    Академгородок:
    Пробки: 4 балла
    06.05.2024
    USD: 91.69
    EUR: 98.56
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Как учить и учиться в 21 веке

    Как учить и учиться в 21 веке

    Как учить и учиться в 21 веке

    Под таким названием в образовательном центре «Горностай» прошла тренинг-конференция для педагогов из Новосибирска и других городов России. Учителя размышляли о перспективах школьного образования, обсуждали профессии будущего, делились опытом использования современных технологий в обучении детей.

    В будущее на всех скоростях

    Не смелость, но скорость в приоритетах сегодняшнего общества. И задачу как эту физическую данность себе подчинить решают все образовательные учреждения. Другое дело, что современная школа не всегда успевает реагировать на вызовы времени, мир меняется стремительно и нужно постоянно увеличивать темп, отметил в своём выступлении директор Сибирского экологического центра Александр Дубынин. Поэтому педагогам так важно знать о новых мировых и российских трендах образования, опыте своих коллег.

    Настоящее и будущее общеобразовательной школы педагоги во многом связывают с передовыми информационными технологиями. Речь идёт о «видеолекциях», которые транслируются через Skype, различных формах дистанционного обучения школьников и педагогов, телеконференциях, сетевых российских и международных конкурсах, виртуальных библиотеках с электронными учебниками и пособиями-мультимедиа, а также других онлайн-методах работы со школьниками.

    Один из успешных проектов новосибирских педагогов – курс бесплатных видеоуроков по физике, выложенный на ресурсе  «Get-A-Class.ru». По словам разработчиков, такой онлайн-учебник позволяет школьнику получить фундаментальные знания в интересной и доступной форме, а также проверить их.

    – Обучающие ролики не только объясняют физическое явление, но и рассказывают о том, как было сделано открытие и где его можно использовать. Кроме того, с помощью онлайн-инструментов ученики могут проверить свои знания, подготовиться к контрольным работам и экзаменам. Для преподавателей школ создан банк задач, который облегчит им рутинную работу по подготовке к ГИА и ЕГЭ, – рассказывает Максим Буданцев, учитель физики и один из авторов проекта.

    Как говорят разработчики, ребята и педагоги уже оценили возможности нового ресурса, а также насколько просто и удобно им пользоваться.

    Доктор биологический наук, профессор кафедры цитологии и генетики ФЕН НГУ Павел Бородин рассказал участникам тренинга о том, как зарубежные институты используют в своей деятельности просветительские и образовательные сайты. Благодаря веб-камерам, расположенным в местах обитания диких животных, пользователи помогают учёным определять виды птиц, зверей, рыб, попавших в объективы, и составляют их подробное описание. В помощь начинающим биологам на сайтах выложены подробные энциклопедии.

    – Бывает, что до поздней ночи я не ложусь спать, увлечённый описанием какой-нибудь птички или обезьянки. Кроме того, даже если кто-то ошибся – ничего страшного, одновременно одну и ту же картинку видят тысячи пользователей по всему миру и конечный результат определяется по совокупности, – поясняет Павел Михайлович.

    Соответствовать вызовам времени

    Кроме покорения виртуальных просторов в задачу обновления образовательного процесса входит изменение процесса взаимодействия между учителем и учеником. Нынешний формат обучения – накачать школьнику в голову побольше знаний и отпустить на все четыре стороны – можно считать архаизмом.

    – Обучая детей фундаментальным знаниям, современная школа не готовит их к жизни в обществе, – считает автор проекта «Школа детей для детей» Марина Чешева. – Недавно мы провели опрос среди учеников, результаты которого оптимизма точно не внушают. Больше половины респондентов высказали мнение, что школа формирует множество неадаптивных социальных установок: не перечить общественному мнению, не искать поддержки у товарищей, не быть выскочкой.

    Проект уже несколько лет реализуется на базе нескольких школ области, а также гимназии №3 в Академгородке. Его задача отражена в названии – дети учат друг друга тому, что знают, сами выстраивают учебный процесс, организовывают мероприятия и распределяют между ними время.

    Никто никому не даёт поручений, – говорит Марина Николаевна. – Каждый ребёнок сам определяет свою зону ответственности.

    Дмитрий Судаков из школы управления Сколково представил проект «Атлас новых профессий». В этом альманахе авторы постарались объяснить, какие навыки и компетенции будут востребованы в будущем, и как изменится структура рынка труда в ближайшие 15-20 лет.

    – Самый популярный вопрос, который мне задают: на кого пойти учиться? – рассказывает Дмитрий Александрович. – Однако ответить на него невозможно. В современном мире люди не выбирают профессию один раз и на всю жизнь, часто меняют место работы, а иногда и сферу деятельности. Сам я по базовому образованию экономист, но всегда мечтал стать лингвистом. Думаю, когда-нибудь приду работать в эту сферу.

    Сейчас к изданию готовится уже третий выпуск «Атласа». По прогнозам экспертов к 2030 году на рынке появятся около двухсот новых профессий, около шестидесяти исчезнут. Как отметил Судаков, для каждой специальности составители выделили надпрофессиональные навыки, среди которых – умение масштабно мыслить, работать в условиях быстрой смены задач, управлять процессами, выдерживать режим неопределённости. Понятно, что учиться этому нужно со школьной скамьи.

    – Поэтому перед руководителями образовательных учреждений стоит сегодня непростая задача – выстроить учебный процесс таким образом, чтобы у детей могли сформироваться компетенции, необходимые для успешной реализации в будущем. И здесь очень важно понимать, каким будет мир через 5, 10, 15 лет. К сожалению, современной школе до решения этой проблемы пока далеко, – считает Дмитрий Судаков. – Ведь постулируем мы одно, а на деле получается совсем другое. Так на всех конференция педагоги в голос твердят о развитии творческого мышления, а в программе – по-прежнему стандартизированные задачи. Мы предлагаем детям получать опыт, учиться на своих ошибках и тут же за эти ошибки наказываем. Так что, пожалуй, самый актуальный вопрос, который придётся решать современной школе, – научиться новому видению и мышлению.

    Дмитрий БОРОЗДИН

    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    Новый мэр – о своих планах
    334 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество
    62-я эстафета
    332 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество / Живая история
    С пользой для людей
    308 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество
    Наш человек
    335 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество
    Поздравляем товарища
    331 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество
    Не допустить трагедии
    334 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24

    Популярное