• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 09:43 четверг, 19 сентября
    Академгородок:
    Пробки: 4 балла
    19.09.2019
    USD: 64.43
    EUR: 71.24
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Как помочь выпускнику

    Как помочь выпускнику

    Как помочь выпускнику

    Сын пошёл в одиннадцатый класс. У меня такое ощущение, что волнуюсь гораздо больше, чем он: как сдаст выпускные экзамены, куда сможет поступить, удастся ли учиться на бюджете? Тысячи вопросов в голове. Понимаю, что моё волнение вряд ли поможет сыну, скорее, даже помешает. Хочется придать ему сил и уверенности, а не отнимать их суетой и тревогами о его будущем, но как?

    Ваш вопрос очень своевременный и уместный. Родители могут как здорово помочь своему ребёнку, так и в значительной степени помешать успешно завершить школьное обучение.

    Полезно начать с себя. Важно понимать, что будущее, которое вас волнует, вам не принадлежит. Это будущее ребёнка. Конечно, опосредованно мать и отец имеют к нему отношение. Более того, понимание и оценка, как складывается взрослая жизнь сына, способны серьёзно влиять на родительскую самооценку: парень успешен – это я его так замечательно воспитал; неуспешен – сам виноват, плохо меня слушал. Всё, что родитель мог сделать и чему мог научить ребёнка – глобально свершилось, теперь выбор сына – взять то, что ему потребуется. Голос старших родственников к совершеннолетию детей становится совещательным. А раз это так, то, как говорил Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие».

    Успокоившись, можно делать следующий шаг: формировать у сына ощущение надёжного тыла. Как бы ни развивались события на экзаменах, это никак не повлияет на ваше к нему отношение, любимым быть от этого он не перестанет. Вы готовы сесть с ним и рассмотреть новый перечень учебных заведений или перечитать все объявления о вакансиях, если ребёнок решил год-другой поработать, а затем, если возникнет такая потребность/необходимость – пойти учиться.

    Согласитесь, что, например, слова: «Плохо сдашь ЕГЭ – домой можешь не приходить, ты мне не сын будешь!» – не укрепляют веру выпускника в свои силы, скорее, запускают обратный процесс. «Мама не верит в мои силы», «Она такое значение придаёт отметкам, что не видит за ними меня», «Есть ли жизнь после ЕГЭ? До него мне точно жизни не будет!» – небольшой перечень мыслей, которые могут возникнуть в голове 11-классника, слушающего беспокоящихся о его будущем родителей.

    Далее можно поговорить с сыном о том, как он видит подготовку к предстоящему экзамену. Возможно, у него есть вполне дельная программа, тогда вам не останется ничего другого, как ратифицировать её и понаблюдать за тем, как парень будет всё воплощать. Вы также можете предложить свою помощь – в виде вопроса-предложения, если поймёте, что у ребёнка всё продумано, или в виде настойчивой рекомендации, если увидите, что сын что-то важное упустил.

    Далее можно обсуждать альтернативные варианты развития событий в духе, что будет, если… «Что будет, если балл ЕГЭ окажется 65 вместо желаемых 70, а на апелляции удастся поднять его только до 69»? Какой план Б у нас есть? Хорошо, давай заодно подумаем и про план В, вдруг он тоже пригодится.

    Ребёнку может не особенно нравится ваше беспокойство, но если вы иначе не можете, то лучше всего честно сказать: «Это я беспокоюсь, потому что тревожная мама, поговори со мной, мне будет спокойнее». Все в семье знают: когда у мамы хорошее настроение, всем в доме хорошо. Это важно, потому что есть риск уйти в обвинение ребёнка: «Для тебя стараюсь, о тебе беспокоюсь, а ты меня игнорируешь!»

    Итак, резюмируем написанное. Вам необходимо, во-первых, успокоиться; во-вторых, разделить ответственность с ребёнком и сформировать у него ощущение тыла; в-третьих, провести ревизию планов подготовки к экзаменам; в-четвёртых, продумать планы Б, В, Г, Д…, на всякий случай, чтобы быть подготовленным к разнообразным вариантам развития событий на экзаменационном поле.

    Выполнять эти шаги сейчас – самое время. В мае может быть уже поздно.

    А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)

    Фото из открытых источников

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Источник маминых волнений
    326 0
    "Навигатор" № 34 (1205) от 30.08.19
    Человек и общество / Школа для родителей
    Сомнительный подарок
    303 0
    "Навигатор" № 30 (1201) от 02.08.19
    Человек и общество / Школа для родителей
    Очень общительный мальчик
    1069 0
    "Навигатор" № 28 (1199) от 19.07.19
    Человек и общество / Школа для родителей
    «У меня нет на это времени»
    426 0
    "Навигатор" № 27 (1198) от 12.07.19
    Человек и общество / Школа для родителей
    Фразы-шкатулки
    Иногда мы используем реплики для описания детей и их действий, означающие совсем не то, что кажется. Пристально присмотреться к таким фразам-шкатулкам чрезвычайно интересно не только психологам и педагогам, но и самим родителям...
    149 0
    Человек и общество / Школа для родителей
    Травля среди дошкольников
    346 0
    "Навигатор" № 21 (1192) от 31.05.19

    Популярное