К острову Пасхи на надувном катамаране
К острову Пасхи на надувном катамаране
Всемирно известный путешественник новосибирец Анатолий КУЛИК 18 марта вместе со своей командой вернулся из очередного путешествия. Начиналось оно в феврале, и маршрут пролегал к острову Пасхи. Пока планку, заданную новосибирцами, не смог преодолеть ни один морской путешественник: суда типа катамаранов не предназначены для океанических переходов. Однако возможность передвижения на открытых «посудинах» впервые доказал Тур Хейердал, который прошел вокруг света на деревянном плоту. И вот теперь, уже во второй раз (после кругосветки, закончившейся в 2013 году), это успешно подтвердил Анатолий Кулик.
– На катамаране по океану, кроме меня, в России и в мире пока никто не ходил, – рассказал он на встрече в пресс-центре «ГТРК Новосибирск». – Сейчас вокруг света прошел француз, но у его судна длиной шесть метров корпуса были пластиковые, а у нас надувные. И за ним постоянно шло судно с киносъемочной группой. У нас ничего подобного не было. Мы руководствовались одним: что случится, то случится. Однако ничего из ряда вон выходящего не должно было произойти, хоть мы и готовились к этой экспедиции всего два месяца. Поплавки у меня на катамаране прочные – порвать их невозможно ничем. Воды на всякий случай взял в три раза больше, чем было надо: полтонны. Когда мы пришли в Новосибирск, 300 литров еще оставалось в запасе. Еды тоже было достаточно.
«Сибирь-Полинезия»
Так первоначально называлась эта экспедиция на разборном катамаране «Тион». Она повторила знаменитый маршрут Тура Хейердала, отправившегося в 1947 году к острову Пасхи на деревянном плоту «Кон-Тики». Кулик стартовал с того же места – из Перу. В составе команды под руководством Анатолия Павловича было четыре жителя Академгородка, не имеющих опыта в подобных экспедициях, – представители ГК «Тион», финансировавшего путешествие. Все они провели несколько недель не в закрытых каютах, а на небольшой палубе размером около 10 квадратных метров, сантиметрах в 50 над поверхностью открытого океана. И преодолели более трех с половиной тысяч километров под парусами. Катамаран сконструировал и построил сам Анатолий Кулик.
Опытный путешественник всегда мечтал побывать на острове Пасхи.
– У меня сердце начинало биться чаще при одном только упоминании этого места, – рассказывает он. – И вот моя мечта сбылась. Не скажу, что все было легко. Долгий путь по океану, где сплошное безмолвие (в тех местах не летают самолеты, не ходят корабли), стал одним из испытаний. В прежних путешествиях каждый день встречал дельфинов, через день – китов... Здесь же только океан, океан, океан... Но главный урок, который я получил в этой экспедиции, состоял в том, что команда, какая бы она ни была умная, сплоченная, полная оптимизма, не все может учесть из-за своей неопытности. Поэтому ребятам надо «разжевывать» все до мелочей. То, что для меня в порядке вещей, для них представляет сложности.
– ЧП случилось на третий час после отплытия из порта Перу к острову Пасхи, – продолжает Анатолий Кулик. – Мы вышли уже по темноте из-за долгого оформления документов таможенниками. Я вел судно и, обойдя острова, вышел на ровную гладь океана. Через какое-то время отдал штурвал одному из членов экспедиции, показал ему, куда надо править. И вот тут случилось непредвиденное. Молодой человек сделал неверный маневр, и я получил удар трехметровой алюминиевой трубой, которая свалилась мне на голову. Вместе с парусом вес трубы был около 50 килограммов. Когда пришел в себя, то обнаружил, что кровь хлещет по лицу, вся рубашка и все вокруг тоже в крови. Голова казалась огромных размеров. И вот тут мне стало страшно. Мелькнула мысль: «Прошло только три часа, мы в самом начале путешествия. А что же будет дальше, если потеряю сознание? Кто будет помогать ребятам, они же неопытные и одни в открытом океане?.. К счастью, все обошлось.
Чудо-остров
Остров Пасхи, где команда пробыла шесть дней, встретил путешественников обыденно. Мореплаватели подошли туда вечером 7 марта, но портовые службы уже не работали, и команде пришлось дожидаться утра в ста метрах от берега.
– Тех, кто прилетает на остров по воздуху, встречают венками из цветов, – говорит руководитель экспедиции. – Нас так никто не приветствовал. В морозном Новосибирске встреча была куда теплее. Тут нас ждали друзья, знакомые и незнакомые люди, родные бросались на шею со слезами радости. А там кому мы были нужны? Таможня и полиция просто и достойно исполнили свой профессиональный долг, вся процедура заняла 15 минут, при этом с нас не взяли ни копейки. Поставили печати в паспорта, и все – никаких цветов и объятий!
Вспоминая о возвращении домой, Анатолий Павлович отмечает: первое, о чем думается (и что стало самой большой неожиданностью), – это забытый снег и холодная вода из-под крана. Когда живешь в Новосибирске, снег и мороз не всегда замечаешь. К ним привыкаешь и воспринимаешь как повседневность. Но когда приезжаешь из тропиков, где жара и палящее солнце, то простые вещи становятся необычными.
Что же касается самой цели – острова Пасхи и ее знаменитых истуканов, из-за чего и было затеяно путешествие, команда нашла там то, что искала. Может быть, поклонников мистического восприятия острова это разочарует, но Анатолий Павлович увидел рациональное зерно в фантастических исполинах и в укладе жизни островитян:
– Люди жили там и занимались ремеслом. Они обтесывали камень, строили жилища, делали красивые аху – пьедесталы, на которых стоят изваяния. Когда там проводились раскопки, то археологи убедились, что все это захоронения вождей племени. Если по египетским пирамидам еще можно спорить – захоронение это царей или что-то более сложное, то здесь больших разногласий у местных жителей точно нет. Не вызвало это сомнений и у меня. Это похоже на обычные могилы с памятниками, средняя высота которых 3-4 метра. А местные жители испокон веков занимаются изготовлением этих памятников – моаи, как их там называют. И ничего запредельного, связанного с «пришельцами», на острове нет.
Единственный городок этого места, Ханга-Роа, вызвал у путешественников лишь умиление. Они сравнили его с дачным поселком, где на улицах повсюду бродит живность: куры, лошади, собаки... А пляж Анакена с белым песчаным берегом, единственный, где разрешено купаться, напомнил что-то среднее между Центральным пляжем Академгородка и пляжем на базе отдыха Института геологии в Караканском бору.
У Анатолия Кулика уже зреет новая идея. Он собирается снарядить экспедицию, посвященную 200-летию открытия островов Полинезии и последней географической экспедиции Крузенштерна. Мореплаватель хочет вместе с командой пройти через остров Пасхи и Таити, достигнув конечной цели – России. То есть попасть в нашу страну через Сахалин, Камчатку, как это делали русские первооткрыватели в 1816 году.
Ольга СТРИКУН
Фото предоставлено А. Куликом
Комментарии
По поводу Кон-Тики и острова Пасхи. Вот выдержка из дневника команды Кулика: «Также была проведена встреча с президентом перуанского яхт-клуба, который выделил место для сборки катамарана и пообещал обеспечить старт экспедиции с того самого места, с которого Тур Хейердал стартовал в 1947 году».
Поскольку Кон-Тики отправлялся в 1947 году, а команда Анатолия Кулика, следовавшая к острову Пасхи, шла по его следам, логично предположить, что и Кон-Тики тоже направлялся к о. Пасхи. Однако путь Тура Хейердала автором дотошно не исследовался, у него была другая задача – рассказать о путешествии Анатолия Кулика и его команды. Если в статье все же есть неточности, редакция приносит свои извинения.
В статье написано, что Тур Хейердал "прошел вокруг света на деревянном плоту". Это - чушь, извините.
И Второе. В статье написано, цитирую: "знаменитый маршрут Тура Хейердала, отправившегося в 1947 году к острову Пасхи на деревянном плоту «Кон-Тики»".
Тур Хейердал, конечно, был на острове Пасхи, но прибыл он туда не на плоту Кон-Тики. Плот и не мог туда попасть. Посмотрите карту маршрута плота Кон-Тики, кажется, в упомянутой вами книге она есть.
Ничего не имею против статьи в целом, наверное, она очень интересная, я не смог читать дальше упомянутых ляпов насчет Хейердала.