Жизнь тревожной мамы
Жизнь тревожной мамы
Я всегда была тревожным человеком. Теперь у меня есть ребенок, я стала тревожной мамой. Меня беспокоит все, что касается его: здоровье, питание, развитие – беспокоюсь по безумному количеству поводов. От этого тяжело не только мне, но и всем вокруг, ребенку, наверное, в первую очередь. Да и мужу тоже достается, он пока терпит, успокаивает меня, когда он рядом, тревог значительно меньше. Вижу, что когда я волнуюсь, мой малыш хуже спит, а когда рядом папа, я веду себя с ним не так. Как остановиться, перестать мучить малыша собственной тревогой?
Мама маленького ребенка – это человек, на котором лежит круглосуточная ответственность за другого, менее умелого, опытного и приспособленного к жизни. Конечно, это порождает тревоги: карабкается на стул – а не упадет ли с него? Ест уже третий апельсин – вдруг аллергия? Как же играть в песочнице – а не стукнет кто-нибудь лопаткой?
Тревога – важное чувство, оно помогает акцентировать внимание на нужных вещах, служит своего рода сигнальной системой, призывающей сосредоточиться на том, что в настоящий момент требует приложения сил. Но встает вопрос, как разграничить полезные и вредные проявления тревоги. Если вредных проявлений окажется больше, необходимо снизить интенсивность этого чувства, мешающего жить маме и ребенку.
О том, что тревога чрезмерна, можно получить сигнал извне – от мужа или подруги или опереться на внутренние ощущения. Путь к спокойствию лежит через осознание причин своего состояния. Например, тревожной может стать женщина, чьи роды протекали тяжело, мама, жизнь ребенка которой первые месяцы постоянно была в опасности. Время идет, малыш догоняет сверстников, источник опасности остается все дальше и дальше в прошлом, однако тревога не ослабевает. А ведь должна бы – молодая мама освоилась с новой ролью, ребенок стал более или менее понятен и предсказуем. В таком случае можно поискать моменты, когда вспыхивает тревога, и разделить происходящее на объективные и субъективные предпосылки.
Например, если малыш освоил умение взбираться на стул, стоящий у окна, а вы поймали его уже на высоченном, к счастью, широком подоконнике, когда он пытался спуститься мимо стула… Объективный повод был: ребенок сделал это впервые и без страховки – можно встревожиться, а затем порадоваться тому, что вам удалось в нужное время оказаться в нужном месте. Теперь, когда знаете о новом умении ребенка, вы готовы подстраховать его либо сделать недоступным подоконник.
Беспокойство часто вызывают новые ситуации или факторы. Для работы с тревожащей неизвестностью можно попробовать узнать об этом больше. Например, вас беспокоит назначенный ребенку анализ с труднопроизносимым названием. В этом случае необходимо спросить о процедуре у компетентного, вызывающего доверие человека, сведущего в медицине. Если такого среди знакомых не окажется, можно воспользоваться Интернетом, но лучше делать это вместе с тем, чье присутствие вас успокаивает, например, с мужем – он не позволит «накрутить» себя при чтении.
Еще одним полезным навыком для снижения тревожности может стать самонаблюдение: как я чувствую себя прямо сейчас? Я спокойна. Что я делаю, что помогает мне сейчас сохранять спокойствие? Так постепенно сформируется набор занятий, во время которых вы с большой долей вероятности не тревожитесь. Чем больше заполнен такими занятиями ваш день, тем менее беспокойной становится жизнь и меньше тревог просачивается в отношения с ребенком. Вы не заражаете его своим состоянием и не опекаете чрезмерно под гнетом собственной тревожности.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии