Жизнь как фантазия
Жизнь как фантазия
С любительским театральным коллективом «Лица» я познакомилась случайно. Молодые, симпатичные, открытые – таковы лица актеров в обычной жизни. А в своих спектаклях эти люди успешно примеряют лица чужие.
В каждом театре – профессиональном или любительском – есть главное лицо, свой генератор. Здесь это режиссер Ольга Малова. Хотя сама она чужда стремления к главенству.
– Соучастники, сотворцы, собеседники, причем обязательно интересные – вот люди, окружающие меня сейчас, – говорит Ольга Александровна. – Проб я не провожу, беру всех желающих, но остаются именно такие. Ребят никогда не приходится упрашивать, и командно-административного духа, присущего некоторым коллективам, у нас нет. Работаем с текстом и действием, придумываем костюмы – всё мы делаем вместе и с охотой. Приходят в коллектив люди разные и по-разному. Например, Татьяна Липкина, преподаватель итальянского языка, уже 8 лет приезжает на репетиции из другого района. Когда-то ей посоветовали прийти сюда. Так и осталась. Ольга Заварзина и Елена Кичеева ходили в студию с подросткового возраста. Девушки выбрали профессии, не связанные с театром, но увлечению юности верны по-прежнему. Егор Малов, старший сын режиссера, можно сказать, выросший в театре, скоро получит диплом социолога. Однажды он пригласил на спектакль своего молодого преподавателя. Тот заинтересовался и после подошел поговорить с режиссером. Так с прошлого года в коллективе появился Михаил Немцев. Олег Салтанов пришел в театр будучи уже человеком семейным – у него двое детей. Привела давняя мечта – играть на сцене, и он сразу же влился в творческий поток.
Последними работами театра стали две постановки пьес Людмилы Петрушевской «Любовь» и «Лестничная клетка», недавно показанные в Малом зале Дома ученых.
– В драматургии Петрушевской большой запас клоунады и эксцентрики, – рассказывает режиссер. – К примеру, если просто взять текст «Лестничной клетки», то слишком уж жестко! А в постановке я старалась показать, как даже в тяжелых ситуациях люди не перестают любить и мечтать. Жизнь как фантазия!
Поэтому в финале спектакля уставшая от одиночества женщина предстает перед новыми знакомыми – внешне пижонистыми, развязными, но внутри тоже одинокими мужчинами, в образе экстравагантной дамы, и начинается дружеская вечеринка на лестничной площадке.
По-другому строится спектакль «Любовь». Чувство без романтики, но на высоком градусе сомнений и надежды. Тихо звучит чарующий голос Джо Дассена в тесной квартирке. Молодожены то сближаются, то отталкиваются, говорят о давних и второстепенных делах, все время уходя от главного. А счастливый конец или, скорее, начало и призрачно, и реально.
– Когда читала пьесу, была на стороне женщины. Принявшись за постановку, поняла, что перехожу на сторону мужчины, – продолжает Ольга Александровна. – Женщина здесь – главный разрушитель. Мужчина же, насколько ему хватает терпения и ума, старается развернуть ситуацию в правильное русло. Двое хотят быть вместе, но не умеют. К сожалению, в жизни это нередко случается, и история, рассказанная Петрушевской, вне времени.
Решение материала на свой манер или, как говорит Ольга Малова, создание своего режиссерского мира вводит ее в азарт и доставляет удовольствие. А актеры будучи одаренными людьми ориентированы на дальнейший рост. Поэтому в репертуаре были и спектакль в жанре абсурда «Лысая певица» Ионеско, и фантазия по книге Пауло Коэльо «Вероника решает умереть», где вся событийная канва прописывалась на одном листочке без строго закрепленного текста, а дальше шла импровизация. Эпическую трагедию «Антигона» по пьесе Жана Ануя воплотили в стиле «милитари»: даже любовная сцена – бой на мечах. Спектакль показали на фестивале экспериментальных театров в Омске. – В СССР самодеятельное творчество входило в идеологию государства, любительские театры поддерживали. Теперь этого нет. Мы театр без сцены, без денег. Играем в камерной манере, поэтому не всякая площадка нам подходит. Чтобы быть известными, надо часто «показываться». А для этого нужны средства на аренду. Замкнутый круг. Вот и получается, что выход к зрителю – редкий праздник для нас и наших друзей, – констатирует режиссер.
С выбором профессии Ольга Малова определилась еще в школьные годы, придя в центр «Калейдоскоп» в студию Нины Михайловны Козловой. Сразу решила: «Хочу быть как она!» После учебы в культпросветучилище сама стала заниматься с детьми все в том же «Калейдоскопе». Потом окончила Ленинградский институт культуры и вернулась в родной город. В этом году исполняется тридцать лет с начала творческой деятельности Ольги Александровны. Двадцать из них отдано центру дополнительного образования «Бембикс», что на Шлюзе. Сыновья унаследовали от нее тягу к творчеству. Егор, как уже говорилось, играет в театре «Лица». А Никита – в подростковом театре «Круг», которым тоже руководит мама. Недавно ребята показали в ДУ красивый философский спектакль «Маленький принц».
Есть у Ольги Маловой и третий театральный коллектив, где занимаются и дошколята, – «Веселая семейка». В День защиты детей в ДК «Маяк» он выступил с театрализованным представлением.
Пока мы беседовали в «Бембиксе», в комнату то и дело заходили педагоги. Ольга Александровна всех представляла как своих друзей и помощников. А потом обратилась ко мне: «Здесь замечательная человеческая атмосфера. Вы почувствовали?»
Да, чувствовать атмосферу и создавать ее свойственно каждой женщине, а тем более женщине-режиссеру.
Ирина ЛЕВКОВСКАЯ -----------------------
Комментарии