Инновации на грани закона
Инновации на грани закона
В Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН состоялась международная экономическая школа с участием представителей власти, науки, образования и руководителей наукоемкого бизнеса.
Первое заседание молодежной экономической школы открылось известной шуткой команды КВН НГУ:
– О чем мечтаешь, комсомол?
– Партия, дай порулить!
Никто не против дать энергичным инноваторам «порулить» процессом создания наукоемкой продукции, но амбиции молодежи должны соответствовать ее возможностям. На этой веселой ноте директор по развитию технопарка Андрей Ременный принял бразды правления круглым столом, на котором обсуждались юридические и экономические проблемы создания малых инновационных предприятий при вузах и институтах РАН.
– Каждый раз, когда приезжие министры спрашивали, где же ваши инновации, им неизменно отвечали, что институтам не дают создавать предприятия, – сообщил Андрей Ременный. – Теперь такая возможность появилась, а результата нет. У нас как всегда: крестьян освободили, а землю им дать забыли. Мы собрали сорок проектов по институтам СО РАН. У нас есть молодежь, которая готова их продвигать. Осталось понять, что им мешает это делать.
Руководитель управления организации научных исследований Президиума СО РАН Василий Задорожный подчеркнул, что права на интеллектуальную собственность и доходы от нее согласно 66-й статье ГК РФ принадлежат учредителю; в случае институтских разработок – государству. А закон 217-й говорит, что созданное предприятие может использовать эти деньги на оплату разных видов деятельности.
– Нестыковка налицо, – заявил Василий Задорожный. – Кроме того 217-й закон ориентирован на мелкие проекты в пределах 1,5 млн рублей, и если вы оцените свою интеллектуальную собственность в 10 млн долларов и выпустите акции для инвесторов, то институт просто не сможет заплатить налог на прибыль, который рассчитывается из этой суммы. Сейчас стоимость патента равна стоимости его оформления – 1,5-3 тысячи рублей. Но чтобы привлечь инвестиции, необходимо оценить разработку адекватно. Сейчас имеет смысл выделять в отдельные предприятия только уже отлаженные институтские производства, такие, например, как ускорители ИЯФ СО РАН. В этом случае институт уже не должен, как все госструктуры, проводить конкурсы среди подрядчиков и поставщиков, а может выбирать их по своему усмотрению.
Директор Центра инновационного развития НГУ, завлабораторией лазерных технологий Сергей Кобцев поддержал эту мысль. По его мнению, в 217-м Федеральном законе пока больше минусов, чем плюсов, и привел пример работы двух предприятий, уже созданных в Новосибирском университете.
– С одной стороны, Минобрнауки РФ и Фонд Бортника предлагают много грантов для таких предприятий, – рассказал он. – С другой стороны, создаваемые структуры пока облагаются налогами наравне с любым бизнесом. Правда, сейчас в правительстве уже рассматриваются поправки упрощенного налогообложения для этих компаний. Вопрос, куда вуз должен зачислять дивиденды, полученные от деятельности этих предприятий, тоже не решен. Конечно, ситуация постепенно исправится, но сейчас бросаться в омут с головой готовы не все.
Директор IT-компании «СофтЛаб-Нск»
– Мы решились на этот шаг лишь потому, что сотрудничать с институтами было проблематично и невыгодно, – объяснила она. – У институтов очень высокие накладные расходы. Конечно, нам хотелось, чтобы у созданного предприятия был неплохой уставной капитал, тогда можно было бы немедленно приступить к работе. И сразу возник вопрос с оценкой интеллектуальной собственности. Получилась вроде бы смешная сумма – 10 тысяч рублей. Но, что характерно, только моя компания внесла ее деньгами. Для меня как для бизнесмена это анекдотичная ситуация. Вообще весь этот закон сделан на грани, и пользоваться им приходится по принципу «что не запрещено – то разрешено». Свои пожелания по его доработке от компаний и технопарка мы передали премьеру Путину, а пока будем работать в тех условиях, которые имеем.
Среди проектов, прошедших экспресс-экспертизу участников круглого стола, были такие разработки институтов СО РАН, как протонно-ионный комплекс для терапии рака Института ядерной физики, высокоточный метод ранней диагностики рака молочной железы Института химической биологии и фундаментальной медицины, новые биоудобрения, разработанные в иркутском Институте физиологии и биохимии растений. У большинства проектов готовность к инвестициям на поверку оказалась невысокой. В частности, объем вложений на создание установки ИЯФ СО РАН эксперты назвали немыслимым и предложили реализовывать этот проект как социальный за государственный счет. Запросы создателей проекта по производству биоудобрений были на порядки скромнее, но конкретных цифр окупаемости производства в бизнес-плане не оказалось, как собственно и самого бизнес-плана, что снова завело обсуждения в тупик.
Слушания проектов навели на мысль, что создание концепции выхода на рынок для привлечения частных инвесторов – не конек ученых. Возможно, лучшим выходом для наукоемких предприятий станет продвижение перспективных разработок при помощи уже существующих опытных компаний. Хорошо, если ко времени внесения всех поправок в пока еще сырой 217-й ФЗ представители академической науки будут морально готовы сделать такой шаг.
Мария ШКОЛЬНИК
Комментарии