ИЯФ в ретроспективе
ИЯФ в ретроспективе
Шестая встреча из цикла «Киноистория Академгородка» была посвящена становлению легендарного Института ядерной физики имени Г.И. Будкера СО РАН. Впрочем, в старой ленте Герш Ицкович, как было принято в 1960-х, конспиративно именовался Андреем Михайловичем…
«Папа нам расскажет, если мы попросим, про ядро урана двести тридцать восемь» – этим стишком той же романтичной поры открыл встречу инициатор проекта (и основатель киноклуба «Поиск») Пётр Анофриков. Зрители самых разных возрастов, собравшиеся в Малом зале Дома учёных, увидели две черно-белых ленты: «Под знаком сигмы» и отрывок из фильма «Внуки Курчатова».
Первая, вообще-то, была посвящена не ИЯФу, а физматшколе и фымышатам. Фильм начинался с идиллических сцен с детьми оленеводов и хлопкоробов, приезжающих на школьные олимпиады, а завершался посвящением в студенты НГУ. Но замдиректора ИЯФа академик Геннадий Кулипанов внёс ясность: с одной стороны, Герш Ицкович – Андрей Михайлович Будкер внёс в становление ФМШ вклад, сравнимый с лаврентьевским, и костяк научных сотрудников института по сей день составляют выпускники университета, пришедшие туда из физматшколы. Но, с другой стороны, ИЯФ держится и на инженерно-конструкторских кадрах высочайшей квалификации, которые создают уникальные установки. Поэтому академик Кулипанов вспомнил другого титана 60-х – профессора Георгия Лыщинского, ректора НЭТИ (сегодня НГТУ), с физико-технического факультета которого «в ИЯФ отбирали самые сливки». За 50 лет истории института в нём работали и работают около 450 выпускников НЭТИ-НГТУ.
По сути, просмотр-дискуссия в Доме учёных получил закономерный уклон в сторону не истории ИЯФа, а типичных биографий его сотрудников. У чл.-кор. РАН Василия Пархомчука сложилось «всё, как в кино»: школьник из алтайского села летом пас скот, почитывая при этом книжки по ядерной физике… Ну а дальше – олимпиады, ФМШ, физфак НГУ, служение науке. Цепочка, которая не прервалась и сегодня: в завершение встречи молодой научный сотрудник ИЯФа Алексей Петрожицкий рассказал о том, как масс-спектрометрия позволяет точно определять возраст древних объектов. В том числе – кости молодой бизонихи, откопанной во время строительства тоннеля под новую установку. Так что ИЯФ буквально стоит на фундаменте легенды.
А. Соболевский
На снимке: за круглым столом во главе с Будкером
Комментарии