Яблоконкурс и кожура Мёбиуса
Яблоконкурс и кожура Мёбиуса
Четыре дня, с 6 по 9 декабря, в технопарке проходил первый сибирский фестиваль наукоемкого искусства «Яблоко Мебиуса». Это мероприятие состоялось в рамках фестиваля инноваций «Факел-2012».
«Яблоко Мебиуса» представляет новый для нас тренд – science-art, cинтез художественного и научного методов познания мира. Как заявила директор фестиваля Екатерина Свирщевская, задача акции – перезнакомить сибирских художников с учеными.
Яблоки – детям
Общение творческих людей начинается с детства. Именно поэтому на фестивале большое внимание уделялось будущим светилам науки и искусства. В программе были интерактивные лекции для школьников – их презентовал социальный проект «Наука детям» (руководитель Сергей Ти).
На выставке наукоемких арт-объектов, представленных творцами из Новосибирска, Барнаула и Красноярска, часть экспонатов тоже была ориентирована на детскую аудиторию. Например, аттракцион «Лови-пинай» (автор идеи Иван Рябов). Участник игры отображается в реальном времени на экране и пытается руками и ногами отбить падающие объекты. Напоминает некогда популярную игрушку «Волк с яйцами», только претензии в «косорукости» волку уже не предъявишь.
Яркое впечатление оставил и перформанс от «Лиги роботов»: это мини-«Формула-1», где две машины проходят круги, ориентируясь по трассе самостоятельно, а также «Футбольная дуэль», когда роботы финтят и бьют по воротам как при помощи пульта управления, так и без него. Все экспонаты «Лиги роботов» разработаны и изготовлены учащимися инженерного лицея при НГТУ. Ребята уже выиграли Всероссийскую роботехническую олимпиаду и готовятся проявить себя на мировом уровне.
Интересная мини-экспозиция была и у музея занимательных наук. Дети азартно пытались то завязать шнурки на клоунском башмаке при помощи пассатижей, то провести маркером линию в лабиринте, ориентируясь на изображение руки в зеркале. Всего в мире около 20 музеев такого рода, а в нашей стране их всего два – «Лунарий» в Москве и «Умникум» в Петербурге. Третий через полтора года появится в Новосибирске. Как заявил представитель проекта Евгений Зейналов, строительство здания на левом берегу площадью около 5000 м2 финансирует частный инвестор. Так что идея Ньютонлэнда при планетарии, о которой осенью сообщал «Навигатор», будет воплощена в другом месте.
Старшеклассникам понравился бы спектакль-эксперимент театра «Теория вероятности», поданный в восточном стиле. Две девушки в черных кимоно с выбеленными лицами время от времени пользовались красными веерами с надписью: «E=mc2», третья актриса рисовала иероглифы, расшифровывала которые четвертая – с ноутбука на большой экран выводились загадочные фразы типа: «Мы хотим. Мы можем. Мир непознаваем».
Конец света отменяется
Выездная дискуссия «Физика конца света», которую в рамках заседания научного кафе «Эврика!» провели Александр Дубынин и Юлия Чёрная, на две трети была рассчитана на юную публику, неискушенную в вопросах физики и астрономии. Сначала ликбез для них устроил директор геофизической службы СО РАН Виктор Селезнев, сообщивший, что чем сильнее землетрясение, тем реже оно бывает, и что предсказать можно силу и место, но не время подземных толчков.
– Эпицентры землетрясений находятся на глубине от одного до 800 км – поэтому стать причиной конца света эти катаклизмы не могут, – заключил Селезнев.
Преподаватель Большого планетария Илья Потовщиков рассказал об астрономических явлениях, которые считаются предвестниками Апокалипсиса – это кометы, метеорные потоки, солнечные и лунные затмения, парады планет.
– Все вы прекрасно помните, что полное солнечное затмение наблюдалось в Новосибирске 1 августа 2008 года – и, как видите, жизнь на этом не закончилась, – улыбается Илья. – Но тем, кто еще раз хочет увидеть со своего балкона это явление, придется набраться терпения: оно состоится только в 2372 году.
А доцент НГУЭиУ Михаил Немцев заявил прямо:
– Конец света у нас в головах. С одной стороны, страшные сказки на ночь – устойчивый жанр. С другой стороны, это возможность закинуть якорь в будущее. Если люди закупают спички, соль и макароны – значит, они считают, что конец света можно пережить, главное – мобилизоваться.
В программе фестиваля также были документальные фильмы студии «Леннаучфильм», организатора международного кинофестиваля «Мир знаний». Их дополнили научно-популярными лекциями молодые научные сотрудники СО РАН: Андрей Матвеев, Сергей Мирерин и Екатерина Бельская.
Звук, цвет и форма
Музыкальную программу составили психоделический перформанс от группы «МолОТ» (молодежного отделения Союза композиторов РФ), созданной всего год назад, а также коллекция видеоклипов рок-группы «Catalysis Tomorrow». В видеоформате была и презентация аналогичного фестиваля наукоемкого искусства «Science-art – искусство для науки», который прошел под девизом «Наука – это красиво» весной прошлого года в Екатерибурге. Среди наиболее любопытных арт-объектов – жидкое зеркало, компьютерный подбор картинки к тексту.
Среди экспонатов, представленных в технопарке, выделялись несколько инсталляций – например, кинематическая скульптура Тимофея Милованова, который через систему из 10 шкивов перевел два маятника в плоскость вращения – полный эффект «вечного двигателя», популярной компьютерной заставки.
Алексей Гришенко представил вариант видеоэффекта «кривое зеркало».
– Непросто понять, как нужно перемещаться относительно камеры, но всегда есть возможность сохранить свое лицо, – философски прокомментировал свое изобретение Алексей.
Лица стали главной составляющей и двух фотоэкспозиций, «Поэторенгеники» от Романа Брызгина, использовавшего прием стоп-кадра в фотостробоскопе в работе над портретами новосибирских поэтов, и коллекция фотографий «ученых с человеческим лицом», выполненная Верой Сильницкой.
В столкновении науки и искусства высекаются искры юмора. Никого не оставил равнодушным хронометр «для измерения времени в Вечности или Бесконечности», состоящий из черного квадратного циферблата и одной-единственной секундной стрелки. Автор композиции, известный художник Евгений Иванов, утверждает, что данный экспонат помогает «отрешиться от бытовых проблем, никуда никогда не опаздывать и приблизиться к пониманию художника Казимира Малевича».
Улыбаясь, задерживались посетители у инсталляции «Механизмы взаимодействия лапши и мужской головы». Автор исследования Дмитрий Федорович предъявил публике главные очаги поражения мозга отварными макаронами. Эту работу отметила спецпризом компания веб-дизайна «H2O».
Главные призы фестиваля, «яблоки Мебиуса», коллегиальным решением были присуждены Ольге Маджар за связанную крючком материнскую плату компьютера размером 80х100см и творческому тандему аспиранта НГУ химика Дмитрия Свинцицкого и художницы Марины Зеленой, воплотившему идею «Химического сада». Этот дуэт продемонстрировал, как растворимые соли металлов в силикатном растворе со временем образуют красивые структуры наподобие кораллов или водорослей, цвет которых зависит от природы металлов: к примеру, никель дает зеленый, а марганец розовый.
Поток посетителей выставки, перемещавшихся от экспоната к экспонату, и правда напоминал ленту Мебиуса. Четырехдневное «снятие кожуры» с «Яблока Мебиуса» и наслаждение гармоничным вкусом науки и искусства, по заверениям организаторов (ЦСИ «Лаборатория», совет научной молодежи СО РАН, культурный проект «Morrigami.com» при поддержке комитета по делам молодежи мэрии) повторится через год. Будем ждать еще большего креатива от художников и ученых: яблоколлайдера, яблокода да Винчи и костюмов из лампочек от Андрея Бартенева, украшавших спектакль «Красного факела» «Ивонна, принцесса Бургундская».
Юрий ТАТАРЕНКО
Комментарии