Химия: все аспекты жизни
Химия: все аспекты жизни
Завершающийся год мы прожили под девизом «Химия – наша жизнь, наше будущее». Именно такие слова нашел Международный союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) для года, посвященного этой науке. Выбор не случаен – мир, благополучие которого зиждется на успехах промышленного синтеза, охватила эпидемия хемофобии – боязни всего, что получено искусственным образом.
8 декабря сибирские ученые собрались на научную сессию общего собрания СО РАН, озаглавленную «Химия в интересах инновационного развития страны». Каждый третий химик России, подчеркнул во вступительном слове председатель СО РАН академик Асеев, работает сегодня в Сибири. В состав отделения входит десять институтов химического профиля, и по численности и объему научных разработок они лишь немного уступают лидерам – физикам и геологам.
Своим бурным развитием на Сибирской земле химическая наука, по словам председателя СО РАН, обязана «технологиям двойного назначения», а попросту – военной отрасли. Возможно, именно поэтому первому из докладчиков слово предоставили члену-корреспонденту РАН Юрию Михайлову, председателю научно-технического совета военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ.
– Мой шеф в Белом доме, – отрекомендовал его Асеев.
Юрий Михайлов вкратце обрисовал деятельность научно-технического совета, подчеркнув, что в нем нет ни одного чиновника – только конструкторы, руководители предприятий, ученые, в том числе и сибиряки: сам академик Асеев, директор Института лазерной физики академик Багаев, научный руководитель Института проблем химико-энергетических технологий академик Сакович. Работа комиссии направлена на создание вышеупомянутой продукции двойного назначения, при этом 20 рабочих групп, действующих в составе 12 секций, охватывают практически весь диапазон ее применения – от космической обороны до изучения морских глубин.
– Одна из задач совета – координация и формирование научно-технического задела в интересах обороны и безопасности государства, – отметил докладчик.
Что касается вопросов финансирования, то здесь Юрий Михайлов возлагает серьезные надежды на созданный в октябре этого года фонд перспективных исследований и разработок в интересах национальной безопасности и развития, из которого будут выделяться гранты на соответствующие исследования.
Яркой иллюстрацией к выступлению Юрия Михайловича стал доклад доктора химических наук Сергея Сысолятина, директора Института проблем химико-энергетических технологий СО РАН. Он практически полностью был посвящен высокоэнергетическим веществам – взрывчатке и ракетному топливу, которые наши ученые делают все более мощными.
– Что означит на практике увеличение эффективности на 30%? Если раньше ракета, выпущенная в Бийске, упала бы где-то на полпути к Новосибирску, то теперь она долетит прямо до Академгородка, – так Сергей Викторович доходчиво пояснил аудитории успехи своих коллег в области разработки твердых ракетных топлив.
В качестве перспективного направления Сергей Сысолятин упомянул работу с нитротриазолами – небольшими молекулами, на основе которых можно синтезировать и флегматизаторы (вещества, снижающие чувствительность взрывчатки к внешним воздействиям), и пластификаторы, гарантирующие ее сохранность при любой температуре, и окислители. Новый подход к синтезу взрывчатых веществ – объединить все эти компоненты в виде функциональных групп в одной полимерной молекуле, создав универсальную взрывчатку: мощную, безопасную при хранении и транспортировке.
– Работа найдется и ученым, и технологам, – подчеркнул Сергей Викторович. – Ну, разве что археологи будут не у дел.
Впрочем, как раз археологам специалисты по «продукции двойного назначения» помогли при проведении работ в Денисовой пещере: огромные камни, мешающие раскопкам, раздробили взрывом так аккуратно, что не затронули археологические слои.
Вслед за этим аудитории представили куда более мирные доклады Елены Болдыревой из Института химии твердого тела и механохимии, Наримана Салахутдинова из Институт органической химии, посвященные фармацевтике.
– Что нам нужно – вещества или лекарства? – задала аудитории принципиальный вопрос Елена Болдырева.
Если в отношении синтеза активных компонентов лекарственных средств сибирские ученые занимают в мире вполне достойные позиции, то в отношении самих медикаментов катастрофически отстают. Лекарство, как пояснила Елена Владимировна, должно быть не просто действенным само по себе. Необходимо, чтобы оно легко усваивалось, сохраняло стабильность при транспортировке и хранении (в практике ученого были случаи, когда структура и биоактивность препарата полностью менялись при простом переносе из одного корпуса института в другой по легкому сибирскому морозцу). Наконец, лекарство должно быть технологичным – легко таблетироваться, не выпадать в осадок из раствора. Сегодня химикам негде производить подобные эксперименты – Сибирскому отделению необходим собственный центр доклинических испытаний.
Ситуацию существенно обостряет фактор времени: в 2014-м в России будут запрещены клинические испытания субстанций, которые синтезированы не по международным стандартам GMP (Good Manufacturing Practice). Между тем, как подчеркнул Нариман Салахутдинов, опытно-промышленных участков, работающих в соответствии с этими стандартами, в стране сегодня просто нет. Создание на базе СО РАН сертифицированного центра по разработке и производству лекарственных препаратов позволит нашим ученым вырваться далеко вперед, продвигая оригинальные разработки не только на отечественном, но и на международном рынке.
Найдутся ли на это средства? Вполне возможно, поскольку, как сказал Александр Асеев, финансирование СО РАН в 2012 году из средств федерального бюджета превысит 16 млрд рублей и увеличится по сравнению с текущим годом на полмиллиарда. Остается надеяться, что эти деньги поступят вовремя и будут потрачены осмотрительно и дальновидно.
Ирина ИЛЬИНА
Комментарии