Говорите кодовую фразу
Говорите кодовую фразу
Всё время о школе думаю: сначала отойти от неё не могла, теперь переживаю о скором наступлении сентября. У меня проблема с дочкой на фоне её школьной учёбы. Видимо, застрял во мне комплекс отличницы, хочется, чтобы и она всё делала правильно, хорошо, красиво, быстро. Умом понимаю, что девочка звёзд с неба не хватает, усидчивая, но медлительная, невнимательная, отвлекается на каждый шорох. К отметкам равнодушна – думает о них ровно две секунды, написала грязно в тетрадке – «ой, мне тройку поставят» и всё, забыли проблему, получила пятерку – «мама, я – молодец, правильно сделала!» и тоже забыли. А я переживаю из-за отметок. До позднего вечера сижу с ней, заставляю повторять и учить. А на следующий день она может забыть показать учителю выполненное!!! Учитель потом мне выговаривает, я расстраиваюсь, выговариваю дочери. Как перестать придавать этому такое большое значение и перестать напрягать этим дочь?
Первый шаг к пониманию и исправлению ситуации уже сделан: вы осознаете, что ваши позиции здесь с дочерью различны. Дочь знает, что вы относитесь к ситуации со школьными отметками иначе, чем она. Вы знаете, что дочь воспринимает происходящее по-другому. Но насколько именно по-другому? Можете ли посмотреть на ситуацию с позиции дочери?
Сделав это, сможете понять, какие аргументы могут иметь для неё большее значение и почему. Например, для дочери важнее отметки настроение, связанное с тем или иным уроком. Тогда в разговоре с ней можно акцент сделать на эмоциональной составляющей: «Уроки делать не всегда увлекательно и приятно, но, дорогая, обрати внимание, как легко на душе становится, когда ставишь точку в последнем упражнении! Как повышается настроение от мысли: я – супер! Представь на секунду: учитель на уроке задаёт задание, а потом его проверяет и видит, что все отлично справились! Наверняка в этот момент она про себя думает: как здорово я их всех научила! Я – супер! Когда на уроке все с таким настроением, тогда учиться приятно, легко и весело!»
Это очень важный момент. Его может быть достаточно для того, чтобы сделать следующий шаг для изменений. У вас отчасти это получается, вы говорите о том, что вам не нравится, о том, что ожидаете. Вы понимаете, что переживаете, возможно, избыточно, что ваши переживания создают избыточное напряжение.
Ваша девочка немного медлительна, не всегда успевает за учителем и классом, не всегда внимательна, но при этом она остаётся вашей любимой девочкой. Она боится ошибиться, потому что боится реакции учителя, а ваши опасения заставляют её бояться ещё и вашей реакции, а, следовательно, и ошибаться ещё чаще и больше. Она ведь не хочет огорчать маму. Чем больше не хочет, тем больше напряжение, связанное со школой, тем больше ошибок.
Давайте попробуем каждый вечер подводить позитивные итоги дня: что хорошего в связи со школой сегодня произошло? Пусть это будут какие-нибудь мелочи, но приятные. Сейчас это сделать гораздо легче, чем в учебное время, когда как бы ты ни хотел не думать о школе, это практически невозможно. До начала обучения ещё несколько недель. Если начать эту работу прямо сейчас, то к 1 сентября сложится уже привычный необходимый ритуал, который будет происходить как будто сам по себе и давать полезные результаты.
И ещё: в тот момент, когда будете тревожиться и переживать по школьному поводу, говорите себе кодовую фразу: «Это моя самая любимая девочка, что бы она ни делала, я всё равно её люблю». А всё, что сказали бы обычно в такой ситуации, говорите уже после. Эту фразу можно говорить про себя.
А. Бердникова,
психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии