Фразы-шкатулки
Фразы-шкатулки
Иногда мы используем реплики для описания детей и их действий, означающие совсем не то, что кажется. Пристально присмотреться к таким фразам-шкатулкам чрезвычайно интересно не только психологам и педагогам, но и самим родителям.
Фраза «мой ребёнок гиперактивный» вовсе не означает, что у него стоит врачебный диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и он наблюдается у невролога. Скорее всего малыш активный и инициативный настолько, что родителям бывает некомфортно с ним взаимодействовать. Часто так происходит, потому что в семье когда-то было принято решение не ограничивать чадо в его потребностях и желаниях. Красивое и выглядящее гуманным желание, высказанное над младенческой кроваткой, доставляет массу неудобств, когда ребёнок достигает 2-3-х лет. Где-то в этот момент (чуть раньше или чуть позже) он и становится гиперактивным.
В моей практике бывали случаи, когда врачебный диагноз ставили по аналогии. «От этих неврологов толку никакого, – сетует молодая мать двух погодков-дошкольников. – Вот моя сестра сводила племянника к врачу, он лекарства выписал – целую кучу. Среди них и суровые есть с побочкой мощной. У меня такие же пацаны шебутные. Я выбрала им лекарства более или менее нормальные, пропоила курсом – толку ноль!»
Так что фраза «мой ребёнок гиперактивный» может быть окном в целый мир родительских фантазий, но, к сожалению, не проявит фактическую картину происходящего.
Блок наводящих вопросов позволит избежать такой ловушки. Что вы имеете в виду, когда говорите «мой ребёнок гиперактивный»? Речь идёт о медицинском диагнозе СДВГ? Перефразируйте, используя другие слова, эту реплику.
Наверняка есть ещё немало вариантов вопросов, которые помогут прояснить, что стоит за словом «гиперактивность» для конкретной семьи. Это повод посмотреть и на свою языковую картину мира как будто со стороны.
Ещё одна фраза-маркер – «Мой ребёнок развит гораздо лучше своих сверстников, поэтому они ему не интересны». Как правило, так говорят родители о старших дошкольниках и младших школьниках. Обычно на практике это значит, что с ребёнком не играют ровесники, но он хорошо находит общий язык со взрослыми или детьми значительно старше его.
Одна из основных задач дошкольного возраста – развитие коммуникационных навыков в игре. Ребёнок учится договариваться, давить и уступать в зависимости от условий и обстоятельств, лидировать или поддерживать лидера. В этом возрасте он начинает понимать, что существуют другие люди с их границами и интересами. И другие пяти-семилетние ребята готовы их отстаивать, иногда агрессивно и с кулаками. А вот взрослые всегда пойдут навстречу, уступят малышу, тем более если почувствуют угрозу буйства: пусть первым кидает кубик, пусть выберет конфету, которая нравится, пусть переиграет жребий…
Чтобы научиться договариваться, детям этого возраста часто нужна помощь взрослого, иногда непосредственно во время возникшего спора, гораздо чаще – после прояснения отношений, когда ребёнок анализирует происшедшее, пытается понять, что собственно произошло, почему товарищ повёл себя так, а не иначе. Родитель может помочь найти вдумчивые и глубокие ответы на эти вопросы, способствуя тем самым коммуникативному развитию сына или дочери.
Фраза «мой ребёнок развит гораздо лучше своих сверстников, поэтому они ему не интересны» довольно часто означает «мой ребёнок ещё недостаточно коммуникативно развит». Чтобы проверить это предположение, задавайте себе такие вопросы: насколько легко ребёнок вступает в контакт со сверстниками; где ему предоставляется такая возможность (есть ли такие места); есть ли у ребёнка друзья; как много времени он с ними проводит и какую часть этого времени они играют самостоятельно? Ответы помогут сориентироваться в ситуации. Даже если у вас растёт вербальный вундеркинд, его коммуникативное развитие может отставать от интеллектуального и создавать трудности в общении. Важно, чтобы в такой ситуации родители видели задачу коммуникативного развития ребёнка, а не превосходство интеллектуального.
«Мой ребёнок – лидер по натуре!» – ещё одна популярная фраза. Она нередко звучит на психологических консультациях и обычно свидетельствует о проблеме, которую уже невозможно игнорировать, как и надеяться на её «израстание». Часто имеет типичное продолжение: «…но проявить лидерские задатки пока не получается» или «… это создает проблемы в общении».
Кто такой лидер? Это активный инициативный человек, за которым идёт команда, которую он не только направляет, но и об интересах которой заботится. Переведём на язык пятилетнего дошкольника: лидер – тот, кто придумывает игры, в которых интересно участвовать не только ему. Например, можно разок сыграть в рыцаря, скачущего по пустыне, где есть один герой, а все остальные барханы, на которые он наступает. Но играть регулярно без смены лидирующей позиции дети не захотят. А вот играть в рыцарский турнир, где у каждого есть оружие (хотя бы и воображаемое) и шанс на победу, гораздо интереснее.
Тот, кто придумал игру, потратит сил и времени на её осмысление гораздо больше, чем на скачку по пустыне, но и игровой результат получится приятнее и увлекательнее. Ребёнку бывает непросто самому дойти до такого осмысления и ему может быть необходима помощь взрослого. Без этого остаётся только командная позиция – этот внешний атрибут лидерства.
Следовательно, фразу «мой ребёнок – лидер по натуре!» можно истолковать так: «Мой ребёнок любит командовать», семья его в этом поддерживает, а неразумные сверстники – нет.
В качестве корректирующего упражнения в такой ситуации посмотрите вместе серию «Командир Кузя» из мультфильма про Лунтика. Обсудите, почему Кузю никто не слушался, что ему нужно было сделать иначе; что бы ваш ребёнок сделал на месте Кузи? Придумайте командирскую игру для Кузи.
(Продолжение следует.)
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии