Фотовыставка «Память» в ДУ
Фотовыставка «Память» в ДУ
30 апреля в Выставочном зале ДУ открылась выставка новосибирского фотохудожника Евгения Иванова «Память».
У человеческого мозга есть удивительная способность к самофильтрации, сохраняющей нам хорошие воспоминания и избавляющей от плохих. Через этот тонкий фильтр проходят не только события нашей личной жизнедеятельности, но и память о других людях, ушедших из жизни или из нашего поля зрения. Этих людей, близких и не очень, мы, сами того не ведая, со временем превращаем в миф, стирая в памяти грани неугодных нам, порой противоречивых черт, которые содержались в конкретном живом человеке. Ваяем бюсты без изъянов, рисуем лица без морщин.
Ветераны Великой войны тоже не избежали этой участи стать мифом, богатырями государственной былины. При слове «ветеран» (равно «герой») наше воображение уже привыкло выдавать картинку парада на Красной площади и монумента на могиле Неизвестного солдата – огромного, холодного и мрачного. А как выглядят настоящие воины той войны, мы подзабыли: очень мало их осталось, да и о существовании этих немногих мы узнаем лишь раз в году – 9 мая. Узнаем по наградам на пиджаках. Возможно, когда их (ветеранов) останутся единицы, начнем узнавать и по лицам.
Уходу от подобного окостенения сознания и посвящена выставка работ Евгения Иванова. Каждый его снимок – декрет о правде: да, так наши ветераны выглядят, одеваются, чувствуют, живут. Интерьеры комнат, служащие фоном для главных действующих лиц, органичные и простые, – дополнительный толчок в понимании, раскрытии образов. То, что в любом другом случае было бы пошлостью, бытовухой, в данном контексте – необходимое свидетельство времени, говорящее о сегодняшней жизни ветеранов больше, чем любые отчеты правительства об очередном повышении пенсий. И поэтому с такой любовью панцирные кровати, округлые холодильники, ташкентские ковры на полу и стенах – все это, утраченное обществом, но не отдельными людьми достояние СССР, Иванов, смакуя, разворачивает перед зрителем, как скатерть-самобранку. Причем «разворачивает» в буквальном смысле, применяя панорамную съемку.
Отдельных эпитетов заслуживает серия портретов, на которых ветераны смотрят в объектив, держа в руках фотографии самих себя, но той, военной поры. Портреты, на которых так хорошо видны глаза сегодняшних ветеранов, а точнее индивидуальная интонация этих глаз – грусть, лукавство, горделивость, доброта, отчаяние. Портреты-мосты между Прошлым и Будущим. Портреты, чем-то напоминающие кадры телепрограммы «Жди меня», где люди вот так же держат перед собой фотографии пропавших без вести родственников и друзей.
От героического пафоса, сопровождающего многие и многие произведения искусства о войне, работам Иванова перепали лишь ордена и медали на кителях былых защитников Отечества. Боевые награды, как отблеск тех лет, жить в которые нам с вами, к счастью, не довелось, но пропустить через себя информацию о которых, очень бы пригодилось. «Тот, кто пожелал бы подвести итог своей жизни, должен подсчитать не радости, которыми он насладился, а беды, которых он избежал» (А. Шопенгауэр)
Сергей Малых
Комментарии