Форс-мажорные обстоятельства
Форс-мажорные обстоятельства
Отдыхать в зарубежных странах для россиян стало обычным делом. Для сибиряков самыми популярными и доступными (в смысле соотношения стоимости и сервиса) местами отдыха признаны Турция, Египет, Таиланд, Китай. Число желающих провести отпуск в этих странах постоянно растет, что обеспечивает российским турагентствам стабильность и доход.
Нынешний год преподнес много неожиданностей и сюрпризов: разрушительное землетрясение в Турции и Китае, нападение акул на людей и обострение внутриполитической обстановки в Египте, мощное наводнение в Таиланде… Эти непредсказуемые события относятся к форс-мажорным обстоятельствам и оговариваются договором, который заключается между туроператором и покупателем. Если такое случается, покупатель вправе расторгнуть договор с турагентством, потребовать возврата денег за путевки (если они были оплачены) в полном объеме. Федеральный закон «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность продавца, предоставившего услугу, которая несет угрозу жизни покупателю.
Однако не все турагентства торопятся возвращать деньги за проданные путевки, т.е. исполнять закон. Фирмы, предоставляющие отдых в зарубежных странах, работают, как правило, в тесном контакте с иностранными партнерами на договорных началах. Это значит, что при расторжении договора они все несут убытки.
Но и граждане, заранее спланировавшие свой отдых и купившие путевки, при наступлении таких вот форс-мажоров тоже не должны оказаться крайними. Их интересы защищает ФЗ «О защите прав потребителей», который в случае возникшего конфликта между сторонами предусматривает в том числе и судебное решение споров.
Суд Советского района рассмотрел гражданский иск С. к туристической компании ООО «П». Истец просил суд расторгнуть договор о реализации туристической путевки в Египет, чтобы ему вернули выплаченные за нее деньги. Кроме того, он предъявил турфирме уплату неустойки за нарушение законных требований потребителя вернуть потраченные средства в течение 10 дней со дня обращения, а также компенсацию морального вреда и судебных расходов.
Турагентство, куда обратился в свое время С., помогло покупателю выбрать маршрут и время планируемого отдыха, учитывая пожелания заказчика. Был составлен договор на приобретение путевки, стоимость которой С. оплатил сразу же. «П» купило ее у зарубежной турфирмы, предоставляющей туры по Египту. Весь пакет документов с путевкой, авиабилетами и ваучером на проживание в отеле был передан заказчику.
Приближался долгожданный отдых. Из Египта через СМИ стали поступать тревожные новости об обострении внутриполитической жизни страны: о хаосе и беспорядках, которые захлестнули улицы египетских городов, о кровопролитных столкновениях, о жертвах уличных боев. Появилась реальная угроза жизни иностранцев, которые могли оказаться в тот момент в стране. Приказом Ростуризма всем российским турагентствам было рекомендовано приостановить отправку туристов в Египет на время существования угрозы их жизни и безопасности.
Поездка не состоялась, отдых был сорван. Обратившись в турфирму по поводу возврата денег, выплаченных за путевку, С. получил отказ от ее директора, считавшего, что со стороны его компании все условия договора были выполнены. Он предложил С. обратиться в суд для решения конфликта.
Суд Советского района, рассмотрев гражданский иск С., вынес решение в пользу истца, удовлетворив его практически по всем пунктам. Кроме того, за отказ добровольно исполнить законные требования потребителя суд обязал ООО «П» оплатить штраф в доход местного бюджета.
Татьяна ПРАВДИНА
Комментарии