Эпидемии малярии не будет
Эпидемии малярии не будет
Малярия считается одним из самых опасных заболеваний в мире. Ежегодно от неё погибают от 1 до 3 млн человек. И, как утверждают некоторые эксперты, в ближайшие десятилетия эта цифра возрастёт.
Разносчики инфекции – малярийные комары. Чаще всего этих насекомых можно встретить в тропической Африке, но и более северные страны не защищены от проблемы, считают учёные.
– «Малярийными» называют не только тех комаров, которые уже заражены переносчиками этой болезни – плазмодиями, к ним относят все виды комаров, которые могут содержать этого паразита (довольно обширная группа), чьи представители встречаются по всему свету, – рассказал научный сотрудник лаборатории механизмов клеточной дифференцировки ФИЦ ИЦиГ СО РАН Олег Ваулин.
В нашей стране (кроме Крайнего Севера и Дальнего Востока) широко распространён род анофелес. Есть его представители и в Новосибирске.
Отличить обычного комара от малярийного не так просто. Бытующее мнение, что последние намного больше своих сородичей, ошибочно. Можно выявить малярийного, посмотрев на его брюшко: при укусе оно, как правило, направлено под углом к поверхности, на которую село насекомое. Но кто станет разглядывать кровососа? Не задумываясь, смахнёте или убьёте.
Специалисты успокаивают: паниковать не стоит. Эпидемия малярии из-за мелких переносчиков не грозит Новосибирску в ближайшее время. Но, как говорится, предупреждён – значит вооружён.
– Поэтому и предпринимаются периодические попытки сократить их количество, – говорит биолог. – Этот процесс чем-то напоминает классическую «борьбу брони и снаряда»: после некоторого времени применения очередного инсектицида возникает популяция комаров, устойчивая к его воздействию.
Механизмы устойчивости насекомых к тому или иному инсектициду затем изучаются по специально разработанным протоколам. Олег Ваулин таким образом проверял действие препарата «Малатион», основу которого составляет карбофос.
– Исследования показали, что виды малярийных комаров, обитающие в нашем регионе, имеют низкую устойчивость к карбофосу, причём у них нет генетического потенциала для относительно быстрой адаптации к этому инсектициду, что говорит о его эффективности и в долгосрочной перспективе, – подытожил Олег Ваулин.
Как сообщает пресс-служба ФИЦ ИЦиГ СО РАН, полученные результаты, которые включают и оптимальную дозу препарата для уничтожения комаров, могут пригодиться специалистам СЭС, если вместе с изменением климата в нашей области начнёт ухудшаться и эпидемиологическая ситуация.
Комментарии