Дорога далеких предков
Дорога далеких предков
Портрету, выполненному мелками на коричневатом листе бумаги, скоро четверть века. На нем девушка лет 17-18 с красиво уложенными светлыми волосами. Одиннадцатилетний автор намеренно сделал ее старше, ведь двенадцатилетней модели так хотелось быстрее стать взрослой…
Сегодня ведущий художник Института археологии СО РАН Анастасия Абдульманова приукрашивает жизнь крайне редко и только не на работе. Уже 17 лет она зарисовывает находки археологов. За это время цифровая фотокамера сменила аналоговую, появилась 3D графика, а экспонаты по-прежнему рисуют от руки карандашом и тушью. Везде, даже в самой технически продвинутой Японии.
Древняя профессия
– Рисовать я начала лет с двух. Сначала это были каракули на обоях, стенах. Но мама, воспитатель детского сада, отнеслась к ним серьезно, заботливо сохранив целую ретроспективу моих первых произведений, – рассказывает Настя. – Склонность к творчеству передается у нас в семье от матери к дочери. Бабушка ткала вручную огромные ковры, мама шьет, вяжет и создает удивительных кукол, а я рисую.
Уже в младших классах работы Насти отличались не только техничностью, но и высокой скоростью выполнения. Рисовала она всегда, везде и чем угодно. Преимущественно это была графика, сделанная пастелью, углем, ручкой или простым карандашом. Героями композиций были звери, птицы, люди, растения, нарисованные с натуры и по памяти. Отец стремился систематизировать ее занятия рисованием, отправив девочку в изостудию или художественную школу. Некоторое время она занималась в «Поиске» и «Калейдоскопе», но основные навыки постигала самостоятельно.
– Живопись – это, пожалуй, немного не мое, – замечает художница, покосившись на симпатичный акварельный пейзаж узбекского урочища. – Когда пришла сюда на работу, мне понравилось, что она связана именно с графикой.
Линия за линией, точка за точкой, грань за гранью ложится на белый лист изображение какого-нибудь доисторического каменного ножа или острия. Только так можно передать все направления сколов, которые дают представление о технологии изготовления древнего орудия. Многие археологи сами умеют рисовать, и абсолютно все – считывать информацию с такого рисунка-схемы.
– Зарисовываются лишь самые яркие, интересные, значимые вещи. То, что не только войдет в отчеты, но и станет иллюстрациями научных статей, украсит страницы альбомов и справочников, – поясняет Анастасия. – Со временем я начала во всё это вникать и с археологической точки зрения. Нередко в местах древних поселений мы находим мастерские. Люди тогда уже были настоящим социумом: не только добывали пропитание и, насытившись, отсыпались после охоты, а продолжали род, обучали многочисленных детей. Наскальные изображения говорят о том, что художник – профессия древняя. А судя по тому, что рисунки есть не во всех пещерах, люди, обладавшие этим талантом, встречались не в каждом племени.
Виды чужого поля
Необходимость продолжить учебу пришла к ней с годами. Скоро Настя получит диплом НГПУ.
– Считается, что художнику нужно только уметь рисовать. Но одна из главных составляющих моей профессии – экспедиции, требующие трудолюбия, выносливости, поддержания себя в хорошей форме. Уклад жизни в нехоженых глубинках Алтайского края и живописных узбекских селениях отличается от нашего. Надо не только знать историю, нравы и обычаи местного населения, но и вести себя так, чтобы не выглядеть неприличными или невежливыми.
Еще важно знать иностранный язык. Командировки и совместные с учеными из других стран экспедиции позволяют поддерживать на должном уровне владение английским. Когда вывезти находку с территории другого государства нельзя, художник едет в командировку, чтобы зарисовать ее. Так Настя побывала в Монголии и Китае.
Тяжелые воспоминания даже об удачной экспедиции у молодой женщины оставляет такое зло нашей современности, как нищета работающих людей, к примеру, в алтайских деревнях. Нередко, отправляясь туда, ученые привозят местным жителям кое-что из одежды, детские игрушки.
Средняя «производительность» труда художницы и ее коллег – 5-6 камней в день, в зависимости от качества находки и числа проекций. Плюс стратиграфия, которая рисуется в поле на кальках, а потом обрабатывается на компьютере. Графические редакторы Настя освоила сама еще до вуза.
– Держа в руках находку, возраст которой несколько десятков тысяч лет, понимаешь, как гениален был человек даже на заре своего существования. Пожалуй, именно за такие ежедневные открытия и возможность хотя бы мысленно пройти этот огромный по времени путь я и люблю свою работу, – признается Анастасия.
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии