• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 04:17 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Дон Кихот и современный подход

    Дон Кихот и современный подход


     

     

    Дмитрий Литасов – известный в Академгородке кому-то как бард, кому-то как поэт и прозаик, не раз печатавшийся и в Москве – выступает сегодня в несколько необычном амплуа. Говоря формально – в качестве критика. На самом деле, конечно, перед вами не рецензия на спектакль, а горькие размышления о современном человеке вообще.

     

    Дон Кихот
    и современный подход
    (эссе по результатам посещения балетного спектакля)

    В сегодняшнем литературном потоке редко встретишь то, что можно было бы назвать «свежим взглядом» на то или иное явление, преломлением сиюминутной ситуации через устойчивую призму свободного сознания, настроенного на вечность. Сиюминутность, бесспорно, берет верх над вечностью – даже и там, где речь идет о самой вечности. Автор данного эссе желает собственным творчеством восстанавливать справедливость в данном вопросе, уподобляясь, возможно, Дон Кихоту, речь о котором и пойдет ниже.

     

    Балет по мотивам романа Сервантеса «Дон Кихот» был просмотрен мною впервые. Отсутствие почти всякой связи с сюжетом, смыслом и авторскими задачами старины Мигеля не могло не чаровать той современной беззаботностью, которая погрязает в красочном антураже, в деталях поверхностных фрагментов, игнорируя самую суть. Конечно, балет был написан не сегодня, однако современность режиссуры не оставляет сомнения. Что касается самих типажей, они подобраны практически безупречно: тощий, картинный, устремленный ввысь Дон Кихот и его благодушно приземленный антипод Санчо. Участники массовки блистали явственным сходством с мещанскими и мелкодворянскими слоями исторического испанского сообщества (с явными, впрочем, южно-татаро-семитскими корнями, что не мешало им выглядеть вполне убедительно, красочно и «всемирно отзывчиво»).

    Нельзя было не углядеть, однако, той вопиющей бессмыслицы, каковая имелась на сцене, ввиду полного выхолащивания сюжета, который, собственно, и делал испокон веков Дон Кихота им самим. Вместо того, чтобы отчаянно бороться во имя идеала своей возлюбленной Дульсинеи с силами общественного невежества и маразма, Рыцарь Печального Образа предстает пред зрителем неким эпилептиком с нарушенной координацией движений, сомнамбулически скользящим по сцене, неадекватностью реакций напоминая скорее обкурившегося травы ролевика. Чаще всего он самоустраняется и восседает гордым медитатором подальше от гущи событий, прозревая, видимо, бессмысленность участия в яркой, но иллюзорной игре массовки. Главным действующим лицом тут, по сути, становится именно массовка, толпа, что не может не вызвать резонансного восторга в зале. Ведь что нужно зрителю? Хлеба и зрелищ. Что нужно актерам и режиссеру? Зрителей и денег. И несчастный Дон Кихот, не имеющий права в сегодняшнем обществе бросить вызов массовой скудости духа и разума, сам становится заложником зарплаты, шутом и собственной тенью – по крайней мере на сцене. Даже Санчо Панса играл более весомую роль, выделяясь на фоне массовки ловкими проделками, регулярно кивая в сторону своего хозяина, давая тем самым понять, кого тут подразумевают главным героем.

    Поскольку в балете отсутствуют какие-либо слова, возможность интерпретации происходящего на сцене была весьма широка. Наверняка люди с менее изощренным воображением приняли все за чистую монету: и протяжные пассы Рыцаря Воистину Печального Образа, не то перепившего, не то переборщившего с контактерством; и нахальные выходки его оруженосца; и броские танцы «простого испанского народа», несомненно, затмившие красочностью и техникой исполнения самого Дон Кихота.

    Ясным стало одно: ни Дон Кихот, ни его внутренние побуждения сегодняшнему дню не понятны и не интересны. Да и что удивляться, если даже во времена написания романа было очевидно массовое безразличие к бесхитростным проявлениям рыцарского духа. Увы, в настоящее время даже сама идея образа кажется излишней и как и все образные величины высокого порядка в наши дни становится анекдотичной. Наиболее подходящим применением для современных Дон Кихота и Санчо Пансы было бы использование их в роли участников массовки для рекламного ролика, скажем, в деревнях Виллариба и Виллабаджо; Рыцарь Печального Образа смог бы прекрасно освежить собственные доспехи с помощью «Fairy», а заодно объяснить недалеким жителям одной из деревень, почему в другой давно отмыли противень и играют свадьбу. С его Дульсинеей.

     

    Дмитрий ЛИТАСОВ.


    Другие статьи на тему

    Культура и спорт / Творчество
    Как в Академгородке рисовали геологию
    2496 0
    "Навигатор" № 34 (1154) от 31.08.18
    Культура и спорт / Творчество
    Писатель трифоновской силы
    2259 0
    "Навигатор" № 32 (1101) от 18.08.17
    Культура и спорт / Творчество
    Предчувствующий лирику в штормах
    В литературном клубе «Золотая долина» Юрий Татаренко представил свою новую книгу стихов. Шестой сборник поэта издан в Красноярске при поддержке местного министерства культуры (как победителю всероссийского турнира «Король поэтов»)...
    2705 6
    Культура и спорт / Творчество
    Деньги. «Как воробей…» Диалог
    Бердчанин Денис Третьяков, старший научный сотрудник Института физики полупроводников СО РАН,  15 лет назад начал писать стихи, потом перешёл на прозу. Печатался в двух самиздатовских сборниках местных поэтов и писателей. В «Навигатор» принёс несколько житейских эссе...
    2026 0
    Культура и спорт / Творчество
    Тренды нашего Городка
    2346 0
    "Навигатор" № 32 (900) от 16.08.13
    Культура и спорт / Творчество
    В новый год с новыми песнями
    3140 1
    "Навигатор" № 1 (818) от 13.01.12

    Популярное