Детство, убитое войной
Детство, убитое войной
Детство, убитое войной
Когда взрослые развязывают войны, жертвами их в первую очередь становятся дети. Тема о детях, родившихся в фашистских концлагерях и угнанных в рабство, долгое время была закрытой. Даже близким родственникам, своим детям и внукам мы не смели поведать о своей судьбе. Наши души с малых лет изранены пережитым не только в концлагерях, но и официальным отношением к нам на родине как к изгоям и, грубо говоря, врагам. На долю малолетних узников выпали недетские испытания.
В пожилом возрасте воспоминания, обиды, переживания возвращают нас в прошлое. Приходит осознание, что врагами люди не рождаются. Но все больше хочется понять, почему все это случилось? В последние годы, когда открылись границы с Германией, хотелось побывать в местах нашего детства, поклониться праху погибших мученической смертью узников концлагерей.
Две организации из Германии и России, имеющие партнерские связи в области образования пожилых людей, – Центр социальной адаптации и переподготовки кадров (Новосибирск) и Сеньор-бюро (Гамбург) подключились к осуществлению этого проекта. В течение двух лет шли переговоры и согласования. Наконец руководитель Сеньор-бюро в Гамбурге Кристиан Винберг прислал приглашения для семи малолетних узников из Новосибирска и двоих – из Орла на поездку и участие в открытии памятного мемориала на территории бывшего концлагеря в Нойенгамме. В этом лагере более 1 миллиона человек стали жертвами политики «уничтожения работой». В 1938-1945 гг. более половины их погибли.
Получив официальное приглашение, многие из нас засомневались, выдержим ли мы – ведь это не туристическая поездка. Боялись отношения немцев, собственных переживаний. И вот поездка состоялась. О своих впечатлениях ее участники рассказали на встрече в Информационно-образовательном центре для пожилых людей, действующем в Центре социальной адаптации и переподготовки кадров.
Страхи ушли из души сразу после встречи с Кристианом, когда он восторженно кричал: «Ура! Приехали!» – и каждого обнял и поцеловал. Было много встреч с немцами. Взрослые люди подходили и со слезами на глазах, с глубоким поклоном просили прощения. На открытии мемориала в бывшем концлагере присутствовали тысячи людей из разных стран Европы. Бургомистр Гамбурга Оле фон Бойле в своем выступлении сказал: «Нойенгамме был истинным адом, не тем наивным чистилищем, описанным Данте, а настоящим, перенесенным в ХХ век адом, в котором искусство жестокости было доведено до совершенства, в котором нашли применение все сделанные до того времени дьявольские достижения психологической науки, направленные на уничтожение человека как психически, так и морально. Открывая мемориал, мы все вместе вступаем на путь, ведущий нас по «следу времени». Этот путь нам придется пройти не раз – скорбя, вспоминая, поминая и предостерегая».
На открытии мемориала священниками римско-католической, евангелистско-лютеранской, православной церквей была проведена поминальная служба: чтение псалмов, Евангелия, молитвы «Отче наш», молитвы за упокой душ погибших. После ее окончания раздались крики присутствующих немцев: «Простите нас, люди!» Кричали и на русском языке.
На встрече с пожилыми немцами (сеньорами) мы рассказывали о своем отношении к войне, к зверствам фашистов. Приводили и примеры милосердия со стороны немцев, которое спасло чью-то жизнь. У нашей Галины Ивановны немецкий врач чуть не отрезал кисти рук, опасаясь гангрены, а другой немец, угрожая пистолетом, не позволил это сделать.
В заключение встречи с сеньорами Кристиан сказал: «Послушав истории о прошлом, мы видим, как изранены души. Раны не заживают до сих пор. Сейчас, 60 лет спустя, когда расставлены точки над i, мы строим мосты, и цель наша – восстановить радостные отношения между нами. Эти встречи состоялись, так как мы перестали смотреть друг на друга врагами».
Были встречи со школьниками, как русскими, так и немецкими. Немецкие дети были поражены услышанным, в их глазах был ужас и недоверие: разве можно было выжить? Школьники сделали два плаката. На одном из них помещено стихотворение:
Война... Победа... Радость... Боль...
Давай вражде мы скажем – стой!
Пусть слезы счастья и любви
У нас останутся одни...
Пусть слово страшное «война»
Забудут люди навсегда.
А старшеклассник Хедвиг Вайсенберг написал: «Все-таки война – это боль и травма, которая преследует тебя всю жизнь. Почему люди все еще воюют? Неужели они так ничему и не научились?»
Мы удовлетворены поездкой. Все встречи были насыщенными и эмоциональными. Мы поклонились праху погибших узников. Состоялось ли в душе примирение? Да. Все сгладилось – и стало легче на душе.
Группа бывших малолетних узников:
М. Григоренко, Г. Жвакина, Г. Домрачева,
Т. Кузьмина, Р. Подхалюзина, В. Погорельцев, М. Филина.
Комментарии
вам,что нибудь известно об узниках шркашина анна ипиантек жозеф.