Детский сад – это серьёзно
Детский сад – это серьёзно
Все мы родом из детства, и основы личности формируются в дошкольном возрасте. В этом уверена Ольга КУЗЕНКОВА. Она руководит детским садом №165 уже 12 лет, а в системе образования работает 28 лет. По её словам, творческая атмосфера, внимание к интересам малышей и сотрудничество всех участников воспитательного процесса – залог успеха.
В преддверии 8 Марта жизнь в садике кипит: малыши под руководством воспитателей готовятся к празднику, разучивают песенки и стихи, готовят рисунки, поделки, творческие номера. Готовятся и воспитатели. Впрочем, атмосфера сотворчества и сотрудничества царит в этом детском саду не только перед праздниками, но и в будни.
Мечты сбываются!
– С детства я мечтала о профессии педагога, только тогда хотела стать школьным учителем. С младшей сестрой часто играла в школу, – вспоминает Ольга Яковлевна. – После восьмого класса поступила в Новосибирский педагогический колледж №2, и уже в 19 лет учителем начальных классов пришла работать в среднюю школу №8. Мне сразу повезло – и с коллективом, и с родителями, и с детьми. Бывало, возвращалась домой и перед дверью находила букетик полевых цветов. Такие приятные сюрпризы делали мои первые ученики.
Спустя год девушка поступила в педагогический университет, чтобы стать учителем биологии. Несколько лет работала в школе, а в детский сад ушла после рождения дочерей Софии и Валерии. Думала – временно, но оказалось иначе... Валерия уже окончила НГУ и работает аудитором, София оканчивает педуниверситет и преподаёт физкультуру в школе №119, а их мама о возвращении в класс не помышляет.
Работая в детсаду №209, Ольга Яковлевна успевала ещё преподавать биологию в вечерней школе №35. Позднее в ДОУ №442 работала педагогом по экологическому воспитанию, где был оборудован кабинет, созданы тропа здоровья и экотропа. В дошкольное учреждение №165 она пришла уже руководителем.
– Предложение возглавить коллектив было для меня неожиданным, ведь я никогда не была ни заместителем заведующей детсадом, ни даже методистом, – вспоминает она. – Сомневалась, справлюсь ли. Первый год было непросто. Пришлось вникать во все тонкости управленческого процесса буквально с нуля, но удалось преодолеть трудности благодаря коллегам, которые помогали мне во всём.
Территория творчества
– К дошкольникам нужен совсем другой подход, нежели к более старшим детям, – говорит заведующая. – Особенно важен возраст с 5 до 7 лет, когда они задают много вопросов, им всё интересно, и ребятишки готовы подхватить любую идею взрослого, легко вовлекаются в творческую, познавательную и игровую деятельность.
Каждое утро малыши рассказывают воспитателям, как провели вечер накануне, что узнали нового, какие фильмы посмотрели. Задача педагога – распознать, что им интересно в этот момент. К примеру, ребёнок рассказывает, что вечером с родителями посмотрел фильм о динозаврах. Другие дети заинтересовались: а кто это? И начинается сбор информации, в котором участвует каждый. В процесс вовлекаются родители. Ребятишки рисуют динозавров, лепят их из пластилина, собирают фигурки, делают краткие сообщения и даже ставят сценки. Помещение группы постепенно заселяется всевозможными доисторическими существами. Аналогично изучают и другие объекты и темы: растения, насекомые и многое другое.
Детский сад живёт интересной жизнью. 1 марта в группе №25 отметили День кошек: ребята нарисовали забавных животных в технике «кубизм». В другой группе папа одного из мальчиков провёл мастер-класс по рисованию букетов в нетрадиционной технике. Ребята третьей группы совершили увлекательное путешествие на лыжах в Город эскимосов на Обском море. Малыши участвуют в шахматных турнирах, лыжных гонках и всевозможных конкурсах различного уровня.
Никакой конкуренции!
Руководить большим коллективом нелегко, но если он состоит из творческих и увлечённых людей, задача существенно упрощается. Главное – действовать сообща, считает руководитель. Коллектив должен быть сплочённым, никакой конкуренции и соперничества! Все равны, мнение каждого важно, а идея – ценна. Так Ольга Яковлевна строила работу детсада №165 изначально. В 2018 году к сложившемуся коллективу присоединили ДОУ №199, состоящий из 6 групп. Адаптация к новому коллективу прошла довольно гладко: педагоги оказались творческими и целеустремлёнными, легко восприняли новый стиль работы. В прошлом году был присоединён третий детсад – №506.
– Признаюсь, было немного тревожно, всё-таки этот садик довольно большой: 14 групп, 360 детей, почти 70 сотрудников, устоявшийся коллектив со сложившимися традициями, – вспоминает заведующая. – Наша управленческая команда испытывала некое волнение в связи с этим, но, как потом оказалось, напрасно. Сотрудникам детсада №506 удалось принять наш серьёзный и напряжённый темп работы, они признаются, что работать по-другому уже не могут. Чувствуют, что жизнь вокруг кипит, их творческий потенциал реализуется, а труд приносит результаты.
Ольга Яковлевна считает, что любая задача по плечу, если взяться за неё вместе. Так, в прошлом году коллектив детского сада справился с ремонтом третьего корпуса, где располагался детсад №506. На лето его закрыли, а освободившиеся сотрудники всех трёх корпусов своими руками ремонтировали помещения.
Нет пределов совершенству!
– Мы много внимания уделяем повышению квалификации наших педагогов, – говорит Ольга Кузенкова. – Приглашаем к сотрудничеству серьёзных преподавателей из различных вузов. В плане развития личностного потенциала почти пять лет взаимодействуем с кандидатом философских наук Натальей Брюханцевой из Томска. Ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии из Москвы, кандидат биологических наук Татьяна Филиппова уже три года консультирует педагогов. Мы проводили тестирование, диагностику воспитанников и отправляли на обработку. На одном из этапов выяснилось, что дошкольники недостаточно хорошо знакомы со сказками. Тогда вместе с родителями создали на территории садика «Шатёр сказок», стали проводить сеансы сказкотерапии в соляных пещерах. Каждый день перед сном педагоги читают сказки детям, ставят спектакли, рассматривают иллюстрации и изображают сказочных героев с использованием разных техник. Теперь наши дети знают, кто такой Кащей Бессмертный, Баба Яга и Иван Царевич. Недавно начали сотрудничать с педагогом из Сингапура Лилией Мухамедшиной, практикующей в педагогике развития 4К-технологии: коммуникация, коллаборация, критическое мышление и креативное мышление. Она разъясняет, как развивать эти качества у дошкольников.
В Международный женский день Ольга Кузенкова желает коллегам, мамам своих воспитанников, всем женщинам счастья, добра и уюта. А ещё – побольше живого общения с детьми. Важно вместе гулять, играть, познавать новое.
Елена ПАНФИЛО, фото автора
Комментарии